Стратегия и приоритеты развития здравоохраненияСтраница 1
Лучший вариант – национальная модель здравоохранения и наличие добровольного частного медицинского страхования, что дает гражданам возможность выбора. Именно поэтому в большинстве западных стран в наши дни ищут новую структуру, позволяющую уравновесить государственное финансирование за счет налогов и за счет медицинского страхования, не рассчитывая, как у нас, на личные средства граждан. Более того, пришедшие от страховщиков принципы “оплата за пролеченного больного” и “деньги следуют за пациентом” наносят неоценимый вред здоровью наших граждан и всему обществу, определяя принципиально неверный вектор развития здравоохранения в стране. Исходя из этих принципов, в системе здравоохранения была полностью утрачена заинтересованность в увеличении числа здоровых людей.
Действительно, чем больше будет больных, тем больше денег поступит в учреждения здравоохранения. В росте числа больных заинтересовано не только здравоохранение, но и фармацевтические производители и посредники, поскольку при этом будет неизбежно расти потребление лекарственных средств. Поэтому отмеченные принципы не просто ошибочны, но по настоящему вредны для нашей страны.
По сути, на территории Российской Федерации столько систем здравоохранения, сколько в ней субъектов: на каждой территории разрабатываются свои стандарты (по примеру Кемеровской области), оказываются разные объемы медицинской помощи с существенными отличиями по источникам финансирования (в структуре расходов средства ОМС составляют от 10 до 63,6%). Это свидетельствует об отсутствии единой концепции развития здравоохранения.
Такая концепция должна состоять из нескольких частей. В первой части целесообразно представить необходимость создания новой стратегии, которая учитывала бы сложившуюся ситуацию, мировой прогрессивный опыт и основывалась бы на анализе результатов предыдущей концепции. Вторая часть должна включать в себя конечные цели для десятилетней реализации стратегии и модель будущего здравоохранения.
В числе важных целей в сохранении здоровья должны быть те, которые зависят от здравоохранения: например, увеличение средней продолжительности здоровой жизни; снижение преждевременной и предотвратимой смертности в первую очередь от тех причин, от которых общество несет наибольшие потери, исходя из среднего возраста умерших и числа лет недожития до средней продолжительности жизни; отнесение на более пожилой возраст пика смертности от хронических болезней; увеличение рождаемости здоровых детей, улучшение репродуктивного здоровья и т. п.
Третья часть – целевая, в которой могут быть представлены дерево целей стратегии, критерии их достижения и дерево укрупненных мероприятий или направлений с учетом научно обоснованных приоритетов. Самый главный приоритет на ближайшее десятилетие – несомненно, развитие профилактики, расходы на которую должны быть доведены до 70% всех расходов на здравоохранение, в т. ч. на первичную профилактику и массовое оздоровление – 50%. Это позволит снизить заболеваемость и увеличить число здоровых людей. На вторичную профилактику и возможно более раннее выявление заболеваний следует выделить 20% расходов, что в значительной степени снизит потребность в дорогостоящем лечении и уменьшит нагрузку на специализированную медицинскую помощь и высокие технологии. Соответственно должна значительно измениться и роль первичной медико-санитарной помощи именно как первичной заботы о здоровье.
Для борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманиями, в первую очередь среди подростков и молодежи, необходимо организовать досуг, приблизить к местам компактного проживания спортивные площадки разного назначения, прогулочные маршруты, стадионы, спортивные группы, летние оздоровительные лагеря, разнообразные кружки по интересам, бассейны и т. п. Одновременно это будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо также восстановить и развить школьную медицину с ее профилактикой, периодическими обследованиями физического и психического здоровья, стоматологическими обследованиями и последующим оздоровлением школьников. Кроме того, требует своего восстановления вся профилактическая, оздоровительная и лечебно- реабилитационная работа на производстве (медико-санитарные части, врачебные здравпункты, цеховые врачи и т. д.).
Особое внимание в стратегии должно быть уделено информационному обеспечению санитарно-просветительской работы с населением, что позволит повысить уровень санитарной культуры и санитарного образования людей, научить их простейшим методам самопрофилактики, самообследования и самопомощи в необходимых случаях. Для этого потребуются организация групп здоровых пациентов и выпуск специальной литературы. Необходимо также расширить работу с населением, что позволит повысить степень доверия людей к медицине и ее представителям. Это нужно сделать еще и потому, что те люди, которые на протяжении последних 15 лет разрабатывали основы стратегии развития, здравоохранения (видимо, других специалистов в стране просто нет), видят его проблемы и их решение только с чисто экономических позиций, не соизмеряя их с потребностями и возможностями большей части населения.
Читайте также:
Социологическая структура общества. Понятие социальной
структуры, ее виды и уровни
Социологическое изучение предусматривает определение социальной структуры, ее места и взаимосвязь с другими общественными явлениями и процессами, ее роли в развитии общества, ее устойчивости и изменчивости, закономерности ее развития на р ...
Предложения в улучшении демографической политики
Сейчас разработана программа демографического развития региона на 2008-2015 годы, которая предусматривает ряд мер и мероприятий по улучшению демографической ситуации в Иркутской области, сообщает "Парламентский вестник Приангарья&quo ...
Основные проблемы семей России. Семейные проблемы
«Жизненные сценарии» нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями. Динамика ухудшения здоровья детей опережает «взрослую» по таким позициям, как новообразования, сахарный ...