Трансформация семейных ценностей
Страница 2

Анализируя обусловленные сдвигами в жизни общества глубокие изменения всех сторон функционирования семьи, профессор А.Г. Вишневский отмечает противоречивый характер результатов этих изменений. С одной стороны, "институт семьи подвергся революционному обновлению, что способствовало преодолению кризиса патриархальности"[14]. С другой стороны, семья столкнулась с новыми проблемами и в значительной степени утратила многие жизненно важные для индивида и общества функции. В основе всех переживаемых семьей перемен лежит изменение ее основополагающих функций, а также соотношения между ними.

Важное значение при этом имеет плюрализм семейных моделей, внутренне присущий новому типу семьи, терпимость общества к альтернативным моделям. Наряду с традиционной моделью, ядро которой составляют живущие в пожизненном браке супруги и рожденные в браке дети, получают общественное признание и другие модели: временное сожительство супругов, неполная семья, возникающая после развода, материнская семья, сложные семейные связи и т.д.[15]

По мнению одного из ведущих специалистов в области социологии семьи С.И. Голода, в современной семейной культуре происходит не только автономизация брачности, сексуальности, но и трансформация всей системы матримониального поведения: в предбрачном, брачном и послебрачном периодах. В традиционной модели для ритуала предбрачного поведения принципиальным является участие, воля или хотя бы согласие родителей на брак. Для современной модели поведения характерны браки по личной договоренности партнеров. Брачный период представлен многовариантностью полоролевой структуры семейной организации. Меняется отношение к разводам и серийным бракам: от маргинального до легализации. Однако происходящие изменения "ни в коем случае не должны ассоциироваться с кризисом семьи. Закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, модернизация глобального общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов" [16].

Рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства, А.И. Антонов, в свою очередь, считает, что "ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации[17] и девальвации семьи), союза супругов (процесс индивидуализации и эмансипации), ослаблением триединства родства, родительства, супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицентризма эгоцентризмом), может быть назван кризисом семьи" [18].

Результаты многолетних социологических исследований социальных ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения социально-экономических условий и социокультурных ориентиров, происходящие в последнее время в нашей стране, вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентации молодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали ценности психологического характера: общение, любовь, семья. Результаты последних исследований показывают, что ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандарты и индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентации, постепенно вытесняя ценности психологического порядка, которые пока сохраняют свою значимость для 83 % респондентов в качестве основной ценности и мечты о "настоящей любви".

Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентации молодежи сохраняется, лишь 2 % респондентов опроса ориентируются на безбрачие. Однако вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируется сравнительно небольшая группа респондентов (11 %).[19]

Российский государственный социальный университет (РГСУ) провел исследования и издал энциклопедию "Российская семья", где отмечены вновь выявленные тенденции в развитии семейных отношений. Так, авторы отмечают, что россияне все меньше общаются с родственниками и предпочитают проводить время с друзьями. Из праздников, которые обязательно отмечают в кругу семьи, остались только Новый год и день рождения, причем все чаще это день рождения ребенка, который объединяет поколения. Делается вывод о том, что сейчас формируется новая российская модель семейных отношений, в которой люди договариваются о правилах, по которым будут жить. При исследовании потерь и приобретений в организации семейной жизни и семейных традиций указывается, что наиболее значимыми стали: утрата связи поколений, воспитания внуков бабушками и дедушками (предпочтение отдается няне), потеря ощущения кровного родства, родственников редко навещают, уходит в прошлое бескорыстная помощь (она все чаще становится результатом финансового соглашения).

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Субкультуры близкие к опасным
Футбольные фанаты Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности и ...

Развод как социально-психологический феномен
Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осо ...

Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями
Социальная работа является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии ...