Типы коммуникативного действияСтраница 2
Различия трех миров (объективный, социальный, субъективный ) важны для Хабермаса, чтобы последовательно разложить и сгруппировать разные типы действий:
Соответственно, к объективному миру отношение индивидов Хабермас характеризует как деловое, к социальному миру – как нормативное, к субъективному миру – как экспрессивное. Отношение ко всем трем мирам индивиды выражают посредством языка (хотя коммуникативное действие не обязательно сводится к речевым актам). Языковое оформление индивидуального отношения в первом случае ориентировано на истину, во втором случае – на норму, а в третьем случае – на правду. Соответственно рассматривает Хабермас три «ценностные сферы»: сферу науки, где имеют место человеческие притязания на истину; сферу морали и права, где наблюдаются человеческие притязания на верность моральным и правовым нормам; и сферу искусства, где встречаются притязания на правду (правдивость, по Хабермасу, есть аутентичное выражение субъективных переживаний).
Существенным отличием концепции Хабермаса является то, что в нее органически включаются и синтезируются: - отношение действующего лица к миру - отношение его к другим людям, в частности, такой важный фактор как процессы "говорения", речи, высказывания тех или иных языковых предложений и выслушивания контрагентов действия. А отсюда Хабермас делает вывод: понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица были рассмотрены, как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с "объективным, социальным или субъективным миром", а одновременно выдвигают определенные притязания на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены.
В речевых высказываниях по отношению к каждому из указанных выше миров есть свои модальности. По отношению к объективному миру делается вывод о том, что это суждение истинно или ложно. По отношению к социальному миру и системе социальных норм – что оно правильное или неправильное, и по отношению к субъективному миру, связанному с терапевтической презентацией – что оно правдоподобное или неправдоподобное. 1
Таким образом, на основе выстраиваемой логики высказываний и анализа действенности этой логики показывается форма захвата коммуникативными действиями всех миров. Вводя еще одно различение и соотнося ситуации и действия, социальное и несоциальное с ориентациями действия, т.е. соответственно с ориентацией на успех и на понимание, Хабермас последовательно различает простое инструментальное действие
как действие, ориентированное на успех, которое строится в соответствии с техническими правилами и построено на определении меры воздействия на основе вмешательства во взаимосвязь обстоятельств и результатов и стратегическое действие, которое Хабермас определяет как степень воздействия, определяющего оцениваемое влияние на принимающего решение контригрока или противоигрока.[6]
Если просто инструментальное действие может быть лишь дополнительно связано с социальными взаимодействиями, то стратегическое действие
само исходно представляет собой социальное действие, потому что оно изначально предполагает рефлексивный учет действий контригрока. О коммуникативном действии
Читайте также:
Выявление семейных ценностей
и ориентаций студентов МГПУ. Основные положения программы исследования
Проблемное поле исследования.
В современный период в российском обществе идет смена социальных и духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансфо ...
Приложения
Приложение 1
Анкета
Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимым студентами Астраханского Технического Университета. Просьба честно отвечать на вопросы. Анонимность гарантируется.
Как Вы о ...
Расчет показателей рядов динамики за 8 лет по абсолютной численности
населения в субъекте РФ – Иркутская область
Таблица 1
Наименование показателя
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
все население
2623183
2599675
2577702
2560880
2545326
2526977
2513808
2507676
Абсолю-тны ...