Базовые ценности современной молодежиСтраница 2
Одной из главных функций семьи является социализация ее членов, их воспитание в соответствии с принятыми в обществе нормами. Как показало социологическое исследование 2000 года основными качествами, развитие которых у детей обязательно должно поощряться дома, являются трудолюбие (85%), чувство ответственности (75%), терпимость и уважение к другим людям (68%). Около половины молодых людей Беларуси, в первую очередь, хотят видеть своих детей хорошо воспитанными (67%), решительными и настойчивыми (54%); третья часть — независимыми (39%) и примерно столько же — послушными (31%), а также бережливыми и экономными (39%). Наименее популярными качествами оказались такие, как бескорыстие (19%), воображение (16%) и религиозность (6%) [10, c. 100].
В жизненном самоопределении молодежи важную роль играет ее включенность в трудовую деятельность, поэтому для определения особенностей ценностных ориентации в трудовой сфере существенное значение приобретает мотивация выбора места работы. В связи с этим система ценностных ориентации молодежи Беларуси в мотивации трудовой деятельности сочетает в себе черты, свойственные национальной ментальности белорусов (коллективизм); характеристики, обусловленные современной экономической ситуацией в стране (когда на первый план выдвигается ценность высокой заработной платы); демократические ценности (приоритет интересной, престижной работы с возможностями карьерного роста, самореализации, проявления инициативы).
Потребность в общении, дружбе — одна из базовых потребностей каждого человека, о чем свидетельствует увеличение ее значимости: число молодых людей, считающих, что друзья занимают очень важное место в их жизни, увеличилось за период наблюдений с 40% (2000) до 56% (2006). Возрастает также роль досуга как своеобразной формы воплощения свободы. Это связано, с одной стороны, с возможностью уйти от социальной регламентации, обязанностей и ответственности, а с другой — со стремлением найти нишу для свободной самореализации и самоидентификации [10, c. 102].
Политика как одна из базовых ценностей занимает далеко не лидирующее место в системе аксиологических приоритетов молодых белорусов. Однако значимость данной ценности возрастает: в 2000 году примерно треть (28%) молодых людей, имеющих право участия в выборах, отмечали, что политические проблемы занимают важное место в их жизни, а в 2006-м — уже 47% [10, c. 104].
Сохранение и укрепление здоровья является важной составляющей (86% в 2006-м) системы базовых ценностей молодежи. Малоподвижный образ жизни, большая информационная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание негативно сказываются на здоровье молодого поколения. Несмотря на то, что молодые люди отмечают здоровье в качестве приоритетной ценности, сами они не проявляют должной активности в этом отношении, в частности, совсем незначительная часть молодежи (3% в 2000 году) состояла в спортивных обществах; только треть из них регулярно занималась физической культурой и спортом, большинство — от случая к случаю, а 14% молодых людей не занимались спортом вообще.
Как показали данные социологических исследований, примерно четвертая часть молодых людей считают, что, только меняя свою жизнь кардинальным образом, можно достичь многого, и среди возможных перемен наиболее положительно оцениваются следующие: "уделять все больше внимания развитию личности" (87% — 2000.90% — 2006), "развитие новых технологий" (83% - 2000. 87% - 2006), "рост доверия к власти" (64% - 2000, 71% — 2006), "образ жизни должен становиться более простым и естественным" (67% - 2000, 79% - 2006) [10, c. 106].
Таким образом, анализ данных социологических исследований показал, что ранговая структура базовых ценностей молодежи не изменилась, однако значимость базовых ценностей в целом увеличилась.
Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное российскими социологами исследование, они справедливы.
Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались) [42]. На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение главных жизненных целей российской молодежи
Жизненные цели |
% ответивших |
иметь хорошую семью |
11,3 |
получить хорошее образование |
13,9 |
устроиться на хорошую работу |
12,0 |
иметь свою квартиру |
6,3 |
заработать много денег |
3,4 |
обеспечить будущее детям |
6,9 |
открыть свой бизнес |
2,0 |
жить в достатке |
9,6 |
приобрести дорогие вещи |
21,3 |
Читайте также:
Объект и предмет экономической социологии
Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения ...
Рынок труда России на конец 1996 года
Общее предложение рабочей силы на российском рынке труда к концу 1996 г. составило 8,41 млн. чел., в том числе через службу занятости — около 3,0 млн. чел.
Как видим, предложение рабочей силы в основном исходит от незанятого населения. Ф ...
Основные направления государственной молодежной политики
Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращает молодежь в дестабилизирующую общественную силу.
При проблеме безработицы молодежи основной задачей социальной работы является выработка у нее спо ...