Базовые ценности современной молодежиСтраница 3
Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
А также по результатам исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%) [42].
Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].
Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].
Следует подчеркнуть, что российская молодежь ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).
Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.
Также хотелось обратить внимание на ценностные ориентации первокурсников Харьковского гуманитарного университета "Народной украинской академии". Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная шкала терминальных ценностей М. Рокича.
Среди выбранных студентами 1 -го курса в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте — "любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)" (этот ответ выбрали 58% респондентов), на 2-м — "здоровье (физическое и психическое)" (57%), на 3-м — "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" (54%), на 4-м — "наличие хороших и верных друзей" (51%), на 5 -м — "служебный и профессиональный рост, карьера" (42%) [22, c.7].
Достаточно значимыми являются также:
- "активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)" (33%);
- "интересная работа" (32%);
- "уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) (32%);
- "счастливая семейная жизнь" (28%).
Заметим, что такая ценность как "познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (19%), "творчество (возможность творческой деятельности)" (4%) и "развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)"(13%) - являются менее значимыми по сравнению со "служебным и профессиональным ростом, карьерой" (42%) и "интересной работой" (33%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые непосредственно связаны с образовательным процессом [22, c.8].
Наименее значимыми для студентов - первокурсников оказались следующие ценности:
- "свобода как независимость в поступках и действиях" (11%);
Читайте также:
Сущность социализации
Сущность
социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. ...
Экономическая культура
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - способ (структура механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую д ...
Общая характеристика деятельности специальных жилых домов для пожилых людей
и инвалидов. Статус специальных домов для престарелых граждан
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гаран ...