Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Ценности и ценностные ориентации современной молодежи » Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи

Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, сравнивая традиционные, модернистские и постмодернистские ценностные системы, прежде всего, подчеркивают различия их отношение к социальной мобильности [37, c. 316]. Если традиционные ценности с их акцентом на традиции, наследственный статус, обязательство перед общиной, "осуждают" социальные перемещения, то ценности модерна, представляя новые мироощущения, базирующиеся на все более светских социальных нормах и фокусирующиеся на достижении (служебный рост, профессиональная и общественная карьера, достижение материального благополучия), индивидуализме, инновациях, провоцирует человека на социальную мобильность, делают его субъектом общественных отношений.

В 70-х годах ХХ ст. Р. Инглехарта провел крупное эмпирическое исследование ценностных представлений западноевропейского населения. В этом исследовании он применил типологию "материалистических – постматериалистических" ценностей, которая основывалась на известной иерархии потребностей А. Маслоу. Под "материалистическими ценностями" подразумевались ориентации респондентов на материальное благосостояние, экономический рост, борьбу против преступности и т.п. Под "постматериалистическими" - ориентации на престиж, самореализацию, взаимопонимание и т.п. На основе эмпирических результатов Инглехарт пришел к выводу, что в ценностном сознании западноевропейского населения имеются две иерархии ценностных представлений – "материалистические" и "постматериалистические". При этом первые ценности больше характерны для старших поколений, а вторые – для молодого поколения [32, с. 122].

Сдвиг к постмодернизации ценностей, наметившийся на рубеже веков как глобальной, так и в региональной перспективе, символизирует, по Р. Инглехарту, переход от материалистический к посматериалистическим ценностям – самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют, как подчеркивает Р. Инглехарт, ядро процесса постмодернизации [37, c. 316].

Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека. Именно по этому, исходя из социокультурного критерия типологизации ценностей, как важнейшую ценность, свидетельствующую о постмодернизации ценностного сознания.

По результатам исследования, которое было проведено под руководством Л.Г. Сокурянской, видно какие постмодернистские ценности преобладают у украинской молодежи, а какие у белоруской. Данное исследование позволило выделить характеризующие ориентации молодежи на различные типы самореализации [26, c. 318]. Во-первых, личность стремится к самоактуализации в различных сферах приватной жизни (семья, дружеское общение), ей необходимо признание индивидуальных качеств, а также важно развивать собственные способности. Во-вторых, личность делает акцент на свободу, творчество и общение с прекрасным (искусством, природой) [37, c. 318].

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической социологии?
В центре внимания предметной области экономической социологии находятся социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс социально-экономического ха ...

Подготовка социологического исследования
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, фор ...

Анализ документов как метод сбора соц. инф-ии
Под документом подразумевают те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве. Анализ док-тов открывает социологу возможность уви­деть в отраженном виде многие стор ...