Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежиСтраница 1
Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, сравнивая традиционные, модернистские и постмодернистские ценностные системы, прежде всего, подчеркивают различия их отношение к социальной мобильности [37, c. 316]. Если традиционные ценности с их акцентом на традиции, наследственный статус, обязательство перед общиной, "осуждают" социальные перемещения, то ценности модерна, представляя новые мироощущения, базирующиеся на все более светских социальных нормах и фокусирующиеся на достижении (служебный рост, профессиональная и общественная карьера, достижение материального благополучия), индивидуализме, инновациях, провоцирует человека на социальную мобильность, делают его субъектом общественных отношений.
В 70-х годах ХХ ст. Р. Инглехарта провел крупное эмпирическое исследование ценностных представлений западноевропейского населения. В этом исследовании он применил типологию "материалистических – постматериалистических" ценностей, которая основывалась на известной иерархии потребностей А. Маслоу. Под "материалистическими ценностями" подразумевались ориентации респондентов на материальное благосостояние, экономический рост, борьбу против преступности и т.п. Под "постматериалистическими" - ориентации на престиж, самореализацию, взаимопонимание и т.п. На основе эмпирических результатов Инглехарт пришел к выводу, что в ценностном сознании западноевропейского населения имеются две иерархии ценностных представлений – "материалистические" и "постматериалистические". При этом первые ценности больше характерны для старших поколений, а вторые – для молодого поколения [32, с. 122].
Сдвиг к постмодернизации ценностей, наметившийся на рубеже веков как глобальной, так и в региональной перспективе, символизирует, по Р. Инглехарту, переход от материалистический к посматериалистическим ценностям – самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют, как подчеркивает Р. Инглехарт, ядро процесса постмодернизации [37, c. 316].
Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека. Именно по этому, исходя из социокультурного критерия типологизации ценностей, как важнейшую ценность, свидетельствующую о постмодернизации ценностного сознания.
По результатам исследования, которое было проведено под руководством Л.Г. Сокурянской, видно какие постмодернистские ценности преобладают у украинской молодежи, а какие у белоруской. Данное исследование позволило выделить характеризующие ориентации молодежи на различные типы самореализации [26, c. 318]. Во-первых, личность стремится к самоактуализации в различных сферах приватной жизни (семья, дружеское общение), ей необходимо признание индивидуальных качеств, а также важно развивать собственные способности. Во-вторых, личность делает акцент на свободу, творчество и общение с прекрасным (искусством, природой) [37, c. 318].
Читайте также:
Этническая дискриминация и расовое неравенство на территории Российской
Федерации. Россия: регионализация
социокультурного пространства
Мы определили этносы как локальные социокультурные сообщества, обладающие характеристиками системной целостности. Если с этой позиции посмотреть на народонаселение России, то обнаружится высокий уровень его этнической мозаичности.
В Росс ...
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности:
сущность и содержание процессов социализации личности
В одной из квартир крупного города обнаружили девочку-«маугли» - ребенка, больше похожего на собаку. Квартира, в которой жила семья пятилетней Наташи, повергла инспекторов в шок - кругом валялись кучи мусора, грязь, а запах был такой, что ...
Виды интервью по характеру получаемой информации
1. Интервью для получения чисто фактических сведений.
Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет инф-ию, как понимает вопросы, насколько логично и ясн ...