Социализация личности. Проблемы соц зрелости личности.

Материалы и статьи по социологии » Социология и ее функции » Социализация личности. Проблемы соц зрелости личности.

Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст).

Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма).

Агенты и институты социализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что со­циализация продолжается всю жизнь, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Борьба с такими проявлениями осуществляет соц. контроль.

Социальный контроль ­– это особый механизм регулировки поведения и поддержания общественного порядка. Включает в себя социальные нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно себя вести в обществе. Санкции – это средства наказания или поощрения стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращенный к индивиду или группе в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы существуют либо в виде предписаний, требований, пожеланий. Санкции бывают формальные и неформальные, позитивные и негативные. Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны организации. Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение исходящее от неофициальных лиц (похвала). Социальный контроль бывает внешним и внутренним. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) – индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с существующими нормами (совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля. Агенты – это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты – суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии, правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвяз. и входят в систему соц. контроля.


Читайте также:

Современная демографическая ситуация в России: состояние и проблемы
Демографический кризис начался более ста лет назад – рождаемость начала снижаться ещё в конце девятнадцатого века. Но рассматривая современную ситуацию в России, следует начать с начала 90-х годов. Итак, в начале 90-х годов Россия вступил ...

Поп-арт
В 1950-е годы в искусстве США и Великобритании возникло течение, получившее название поп-арт. Оно вдохновлялось образцами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама и продукты промышленного производства ïîñë ...

Санкция как элемент социальной нормы
В социологической литературе распространено мнение, что обязательность социальных норм проявляется в осознании людьми важности общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие – в осознании недопустимости его нарушения, и ...