Основные социологические подходы к исследованию проблем социальной адаптации. Понятие социальной адаптации, и её основные формы
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Социальная адаптация граждан уволенных с военной службы по контракту » Основные социологические подходы к исследованию проблем социальной адаптации. Понятие социальной адаптации, и её основные формы

Порой смешивают понятия «приспособление» и «адаптация». Если в первом случае человек полностью принимает условия сложившейся ситуации и пассивно приспосабливается к ее требованиям, то в процессе адаптации человек активен: он анализирует, выбирает, осваивает продуктивные способы и приемы, которые помогают справиться с типичными проблемами. «Успешность социальной адаптации, - подчеркивает Л. Н. Собчик, - это хорошо сбалансированное соотношение между потребностями человека и требованиями социальной среды». При этом личность не уходит от сложных жизненных ситуаций, не использует стратегию «бегства от проблемы», а творчески и целеустремленно преобразует себя, а сложившуюся жизненную ситуацию она использует как возможность для того, чтобы достичь своих целей, реализовать основные притязания. Человек перестает быть «пешкой» и становится «автором и режиссером своей жизни»: вместо пассивного ожидания помощи и указаний со стороны он сам планирует и осуществляет свое будущее»[9].

Военные психологи и социологи высказывают различные точки зрения на явление социальной адаптации. Необходимо отметить, что в основном проблемы адаптации ими анализируются в рамках института Вооруженных Сил, воинского коллектива, имеющих довольно четкую структуру и организацию, позволяющих моделировать социальные процессы и явления с большей достоверностью, чем в гражданском обществе.

Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сто­рон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились или даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И со­перничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами - личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситу­ацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В про­цессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т.е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоре­чат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессио­нальных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоя­нии нормально общаться с некоторыми категориями людей, и встреча с ними (и тем более совместная деятельность) для человека проблематична. Адаптация личности в группе также становится для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассуди­тельности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе продолжительной адаптации человека к такой деятельности, к которой он не расположен, может проис­ходить изменение его личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры указанного вида деятельности.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании лич­ности трудно переоценить. Социализация, по сути, - единственный путь формирова­ния и развития личности. Выделенные формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, представляют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо учитывать, что понятие адаптации многозначно и может рассмат­риваться также и как этап социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям.

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

Значение ответов представителей старшей возрастной группы в опросе общественного мнения
«В каком возрасте сейчас начинается старость? » - такой вопрос задавался летом 2005 года россиянам в ходе исследования, проводимого Левада-центром. Число включенных в выборку лиц, чей возраст составлял 55 лет и более, достигло почти 470 ...

Приложения
Приложение 1 Анкета Дорогие выпускники! В этом учебном году Вы заканчиваете выпускной класс, и, наверное, уже задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если нет, то мы предлагаем Вам подумать над этим при запо ...

Социализация личности
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая ...