Механизм и особенности адаптации граждан, уволенных
с военной службы по контрактуСтраница 9
- удовлетворенность работой и оплатой труда.
Наиболее острая проблема - обеспечение занятости после увольнения в запас для лиц, уволенных с военной службы в более старших возрастах (от 40 лет и выше). Она имеет свои особенности и обстоятельства:
1) уволенные военнослужащие принципиально меняют сразу все аспекты своей предыдущей жизни - лишаются служебного жилья, а порой и регистрации по месту жительства, гарантированного денежного содержания, бесплатного медицинского обслуживания, что в ряде случаев приводит к семейным неурядицам и стрессовой ситуации;
2) возраст, когда военнослужащие увольняются в запас, порой значительно выше среднего возраста гражданских кандидатов, претендующих на аналогичное вакантное место (на ведущие вакантные места, как правило, требуются лица не старше 35 лет);
3) большая часть увольняемых в запас военнослужащих до увольнения занимали должности, которые относились к категории «командно-инженерная», и имели в своем непосредственном подчинении значительные по численности коллективы, но, как показывает практика, на рынке труда более половины вакантных мест относится к рабочим специальностям;
4) в отличие от гражданских специалистов, готовых занять ведущие должности в сфере экономики и управления, значительная часть увольняемых военнослужащих не имеют гражданской специальности, которая востребована на рынке труда, либо утратили знания и навыки по своей предыдущей гражданской специальности;
5) ряд офицеров запаса, не имеющих права на пенсионное обеспечение по возрасту, в силу особых черт характера с большой неохотой идет регистрироваться в государственные органы службы занятости населения.
Проводимые в настоящее время реформы в Российской армии приводят к значительному сокращению численности Вооруженных Сил Российской Федерации. При увольнении в запас только небольшая часть военнослужащих успешно меняет род занятий и утверждает себя в новых сферах жизни и деятельности. Для большинства же военнослужащих, да и членов их семей увольнение из армии – весьма болезненное состояние, приводящее порой к потере жизненной перспективы и крушению надежд, так как им трудно адаптироваться к новым для себя условиям и стилям взаимоотношений в современном гражданском обществе. Такая ситуация часто провоцирует финансовые и экономические трудности, ограничения в выборе работы, жилищные проблемы, невротические состояния, асоциальное поведение и т. д.
По данным Министерства обороны Российской Федерации, только в 1992–2004 гг[16]. было уволено в запас более двух миллионов офицеров, прапорщиков и мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новым жизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим, что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35–50 лет. Они обладают хорошей профессиональной подготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опыт управления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросов воспитательной работы, и т. д. Другими словами, это экономически активная часть населения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800 тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будут оставаться на повестке дня еще очень долгое время.
Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил в 90-е годы привело к росту социальной напряженности в обществе. Как известно до 2001 года не было единой государственной программы социальной адаптации военнослужащих. При реализации этой программы в стране реализовывались две Программы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153.
Читайте также:
Льготы для работающих матерей в организации
В настоящее время перед работодателем и его сотрудниками, все большее значение приобретают социальные аспекты трудовой деятельности, причины того или иного поведения и основные мотивы тех или иных поступков. К таким поступкам можно отнест ...
Кризис духовности в
семье
Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. Социальная инфраструктура семей тяжелая. В этой ситуации помогут выжить не столько финансовые вливания - их ожидать придется еще до ...
Бюрократия как соц. слой
Верхний слой
включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Верхний слой составляет п ...