Программа социологического исследования
Страница 1

Определение целей и задач исследования

Целью данного исследования является изучение проблем социализации старшеклассников.

Задачи исследования:

1. выяснить как старшеклассники предпочитают проводить свой досуг;

2. выяснить определенность старшеклассников в отношении будущей профессии;

3. выяснить жизненные планы старшеклассников после окончания школы;

4. выяснить на чье мнение старшеклассники ориентируются при принятии решения.

Описание объекта и предмета исследования

Объектом исследования в данной работе являются ученики старших классов (с 9 по 11 класс).

Предметом исследования является выявление особенностей проблем социализации старшеклассников.

Были определены основные понятия:

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Профессиональная ориентация – это определенная система мероприятий, нацеленных на информирование людей, выбирающих или собирающихся сменить профессию, относительно конкретных профессиональных деятельностей – их специфики, условий реализации и требований к исполнениям.

Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

Молодежная субкультура – культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Гипотезы работы:

1. В современных условиях социализация старшеклассников носит противоречивый характер, имеющий свои особенности, которые проявляются в усвоении специфических ценностных ориентации, социальных норм, стереотипов и навыков трудовой деятельности.

2. Процесс социализации старшеклассников осуществляется целым рядом социальных институтов – средства массовой информации и образование, семья, учреждения культуры и др.

3. Отсутствие единой государственной политики в отношении молодежи сдерживает формирование адекватных ориентиров в повседневной жизнедеятельности, затрудняет выработку адекватного социального поведения, способствует порой передаче ложных ценностей и убеждений.

4. Появление различных молодежных субкультур в рамках современной российской культуры влечет за собой зарождение различных вкусов, идей и ценностей в кругах молодежи (подростков-старшеклассников) и как следствие, является причиной распространения девиантного поведения среди юношества.

5. Грамотная социально-педагогическая работа, организация досуга старшеклассников обеспечат разрешение проблем социализации школьников.

Научно-практическая значимость работы состоит в выявлении социологической картины проблем социализации старшеклассников.

Технико-экономическое обоснование

Стоимость данного социологического исследования складывается из расчета затрат на изготовление опросных листов (анкет) и оплаты услуг интервьюера.

Затраты на изготовление опросных листов составляют 190 руб. из расчета: 0,3 руб. – стоимость одного листа формата А4 (0,3 руб.* 300 листов = 90 руб.) и затрат на материалы, необходимые для распечатки (краска для принтера ≈ 100 руб.). Расчет стоимости одного листа формата А4 был произведен по формуле: стоимость одной упаковки листов формата А4

(150 руб.) / количество листов в упаковке (500 шт.) = 0,3 руб./шт.

В услуги интервьюера входит: разработка опросных листов (анкет), сбор, обработка и анализ полученных данных. Оплата услуг складывается из расчета 10 руб. за один заполненный опросный лист (анкету) + 500 руб. - разработка опросного листа, обработка и анализ полученных данных.

Итого: полная стоимость исследования составляет 3690 руб. (затраты на изготовление опросных листов (190 руб.) + сбор необходимой информации (10руб. * 300 анкет = 3000 руб.) + разработка опросного листа, обработка и анализ полученных данных (500 руб.)).

Временные трудозатраты на проведение исследования составляют один месяц или 30 календарных дней. Данный временной период складывается из расчета: разработка программы социологического исследования – 12 дней, проведение анкетирования – 14 дней, обработка и анализ полученных данных – 4 дня.

Метод исследования

Опрос

Инструментарий исследования

Анкета

План составления выборки

Единица выборки; объем выборки; процедура выборки

Способ связи с аудиторией

Личный контакт

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Показатели занятости и рынков труда
Состояние рынка труда и занятости в стране описывается при помощи системы показателей, в числе важнейших из них можно назвать: - уровень экономической активности населения (отношение общей численности занятых и безработных к численности ...

Брак как основа и ядро семьи
Вступление в половые отношения — чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы просто-таки вменяют в обязанн ...

Понятие делового общения.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Наиболее простая модель общения может быт ...