Методы социологических исследований
Страница 3

Если опрос и эксперимент обычно связаны с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.

Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.

Измерение в социологии - это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту исследования.

Нередко можно встретить суждения о том, что социолог сам конструирует эталон и с его помощью измеряет явления. В таких суждениях смешивается объективность научного исследования и субъективность исследователя. То, что конструирует социолог, является порождением мысли исследователя и не связан непосредственно с изучаемым явлением. Разные социологи могут создавать разные эталоны относительно одного и того же явления: в экономическом кризисе одни измеряют прибыли самых удачливых бизнесменов, другие - уровень занятости, третьи - уровень нищеты, четвертые степень обработки пропагандой населения и т.д., причем каждый исследователь считает свой подход наиболее важным. Другими словами, то, что конструирует исследователь, нельзя назвать эталоном в полной мере (то есть в том же смысле, как мы говорим об эталоне метра, килограмма и т.д.).

Измерение в социологии начинается с фиксации континуума, то есть шкалы, отражающей протяженность стороны изучаемого явления и включающей указание крайних состояний отношения к нему респондентов: от начала (максимума) до конца (минимума). В социологии используются различные виды шкал:

1) порядковая шкала, содержащая в себе нечетное количество позиций (обычно 3 или 5). Такие шкалы предполагают только один вариант ответа на поставленный вопрос.

2) номинальная шкала, содержащая в себе набор признаков какого-либо явления, отраженного в сознании человека. Номинальная шкала допускает выбор нескольких ответов и, кроме того, свой собственный вариант ответа. При помощи номинальной шкалы обычно выявляют ценностные ориентации относительно того или иного вопроса.

Средством измерения в социологии является индекс - обобщающий качественно-количественный эмпирический показатель каких-либо качеств интересующего объекта. Индекс рассчитывается в интервале от +1 до - 1 или выражается в процентах.

В социологии используются также коэффициенты - количественное соотношение различных свойств людей или процессов. В отличие от индекса коэффициент ориентирован на объективные показатели, даже если речь идет о субъективности человека (например, можно вычислить коэффициент посещаемости студентов, выяснив соотношение между их количеством, количеством присутствовавших и количеством занятий).

В социологии сформулировано три требования к измерению:

1) требование валидности, то есть обоснованность измерения: "Измеряется то, что хотели измерить". Валидность также указывает на отсутствие в измерении теоретических ошибок;

2) требование полноты, то есть учета всех значений индикаторов.

3) требование надежности измерения, то есть постоянства и повторяемости результатов измерения одних и тех же свойств, осуществляемого в одних и тех же условиях.

Выделяют следующие разновидности анализа документов.

Виды анализа:

I. 1) внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов;

2) внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

II. 1) качественный анализ, который предполагает углубленное логическое и стилистическое изучение документа, то есть направлен на воссоздание взглядов автора. Этот вид анализа используется при изучении уникальных личных документов и близок к понимающей социологии;

2) качественно-количественный анализ, или контентанализ.

Контент-анализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов - не только письменных, но и визуальных.

Сущность данного метода состоит в следующем. Исследователи, определив интересующие их вопросы, разрабатывают систему категорий, которые характеризуют исследуемые феномены.

Элементарным примером контент-анализа может служить изучение частотности упоминаний политических деятелей в прессе. Обработка полученных данных заключается, например, в построении общего рейтинга, а также в разбиении политических деятелей на группы в зависимости от политических пристрастий или партийной принадлежности и т.д. Полученные данные могут использоваться при анализе восприятия различных партий, их лидеров и использоваться в принятии важных решений в сфере "паблик рилэйшнз".

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Интеллигенция в соц структуре российского общества
Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — общественный слой людей, преимущественно занимающихся умственным, творческим ...

Двухфакторная теория мотивации и теория стилей управления
На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга (1950) и теория стилей управления Д МакГрегора (1957). Согласно теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т.е. содержание работы, повышают удовлетвор ...

Социальный круг и его основные показатели
Соотношение индивида (личности) и социума (общества) как одно из основных направлений научного анализа было изначально декларировано в проекте социологии как особой социальной науки О. Контом. Оно явилось одним из основных "камней пр ...