Методы социологических исследований
Страница 2

Разработка анкеты и проведение анкетирования - сложный процесс, который предполагает ряд этапов.

1. Формулировка гипотезы.

2. Верстка анкеты.

3. Пилотажное исследование.

4. Проведение анкетирования.

5. Обработка результатов и подготовка отчета.

Полученные в результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта разновидность социологического анализа возникла по причине дороговизны проведения опросов.

Метод опроса имеет достоинства:

1. Опрос - это экономичный и оперативный метод сбора информации.

2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.

К недостаткам метода опроса следует отнести:

1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.

Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.

Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение.

Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.

При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).

Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы - экспериментальную и контрольную. В зависимости от целей эксперимента групп может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы можем получить таким образом весьма достоверные данные.

Несмотря на то, что эксперимент - в том числе и по этическим причинам - является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности.

Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица.

Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает участия во взаимодействии.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Предприниматели как социальный слой
Наименее малочисленной группой нашего общества является нарождающаяся буржуазия, предприниматели, так называемые «новые русские» , численность которых не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения. Современные предпринимат ...

Развитие и формирование понятия социального государства
Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошл ...

Анализ результатов исследования
На первом этапе исследования мы осуществили сбор информации об одиноко проживающих пожилых мужчинах, находящихся на надомном обслуживании п. Шексна. Основным критерием отбора респондентов было: 1) Фактор одиночества; 2) Пол – мужчины; ...