Современное развитие казахской диаспоры
Страница 1

На современном этапе развития для казахской диаспоры характерны два процесса: сохранение этнической идентичности или репатриация в Казахстан. Процесс сохранения этнической идентичности у казахской диаспоры характеризуется по нескольким критериям: наличие и в какой стадии развития находятся в казахских общинах: брак и семья, этнические общества, школы и язык. Проживание в урбанизированной среде является одной из характерных особенностей казахской диаспоры. Следующей особенностью, характерной для казахских общин за рубежом, в основном, до 1991 г., являлось отсутствие объединенных организаций и устройства казахских обществ, которое может быть объяснено, во-первых, их малочисленностью, что приводило, во-вторых, к вступлению казахов в объединения и этнические организации турецких ассоциаций.

Ситуация изменилась после провозглашения суверенитета и независимости Республики Казахстан, что послужило отправной точкой в деле создания казахских обществ в разных странах мира, которые в настоящий момент пытаются чаще встречаться, организовывать совместные культурные и спортивные мероприятия, в чем проявляется стратегия казахской диаспоры - сохранить этническую идентичность. Казахская диаспора формируется из трех стран выхода или бывшего проживания: Казахстана, Турции и Китая, а затем далее распространяется по всему миру. Для казахов, проживающих в разных странах мира, более характерен трилингвизм: казахский, язык страны выхода и язык страны пребывания.

Употребление казахского языка вторым и третьим поколениями казахской диаспоры оставляет желать лучшего. Поэтому старшее поколение стало инициатором организации школ для обучения казахскому языку и казахской культуре среди подрастающего поколения. Среди созданных в зарубежье школ по изучению казахского языка следует отметить казахские общества в Турции, Великобритании, отсутствие таковых во Франции, США и др. Кроме того, языковая проблема связана с тремя разными алфавитами: кириллицей, латиницей и арабской вязью. Попытка сохранения этнической идентичности четко прослеживается в семейных отношениях представителей казахской диаспоры. У казахов, проживающие в странах Западной Европы и Северной Америки преобладает простая (нуклеарная) малая семья, состоящая из одной семейной пары и их детей, что является следствием тех причин, по которым казахи иммигрировали в эти страны. В Турции и странах Востока казахи предпочитают жить сложными (неразделенными) семьями, когда родители живут с неженатыми (незамужними) детьми и с не выделившимися из родительской семьи женатыми сыновьями, невестками и внуками. В казахской диаспоре старшим поколением не приветствуются межэтнические браки. Более или менее спокойно казахи относятся лишь к бракам с представителями тюркских народов, что объясняется родственными корнями происхождения, которые, в свою очередь, приводят к наибольшей совместимости и прочности в браке. Такую этнодифференцирующую роль, проявляющуюся в семейно-брачных отношениях, играет самосознание, которое дает казахам возможность попытаться обособить себя от других этносов в инонациональном окружении и подчеркнуть связь или принадлежность к казахскому этносу. Думается, что еще одной немаловажной причиной не приветствия смешанных браков является религиозный фактор, сильно развитый среди зарубежных казахов. Совершенно другой точки зрения придерживаются представители казахской диаспоры молодого - второго и третьего поколений, в 1990-х гг. проживающие в странах Западной Европы, для которых этнорелигиозные мотивы не столь важны как для старших. Особо межэтническими браками славится казахская диаспора во Франции, имеющая наибольшее их количество.

Во многих отношениях казахская община в Турции стала примером для представителей казахской диаспоры, что стало возможным не только благодаря усилиям казахов, но и ответным действиям турецкого правительства, вследствие которых казахские беженцы из Синьцзяна нашли там свою вторую Родину. Изучая казахскую общину в Турции 1990-х гг. можно констатировать следующие моменты в процессе сохранения этнической идентичности, заложенные старшим поколением казахов еще в 1970-х гг., плоды которого пожинаются сегодня. В 1960-х гг. казахи были расселены в разных районах городов, дети стали посещать турецкие школы, что не способствовало процессу сохранения казахской идентичности, а наоборот, привело к тому, что часть казахской молодежи подверглась процессу “отуречивания”, против которого выступили казахские аксакалы. Чтобы как-то остановить процесс "отуречивания" казахов, у старшего поколения возникла идея поселиться вместе, в одном районе, где, впоследствии можно было бы открыть казахскую начальную и среднюю школы. Так, появился в стамбульском районе Гунешли “Казахкент”, официальное открытие которого произошло 15 августа 1973 г. Первые дома были построены на улице “Алтай”, как воспоминание или напоминание о Родине.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Приложения
Приложение 1 Таблица 1. Статистические показатели уровня и качества жизни Обобщающие показатели уровня жизни населения Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ИРЧП=(I 1+I2+ I3) /3 I 1 - индекс ожидаемой продолжител ...

Общая характеристика младшего школьного возраста
Когда ребенок впервые идет в школу, у него за спиной уже проделанный путь физического и духовного развития. Он овладел двигательными возможностями, усвоил навыки культурного человека, научился хорошо говорить, даже способен участвовать в ...

Социальное и общественное настроения
Но не стоит забывать, что важнейшей, если не определяющей характеристикой реально функционирующего сознания, его доминантой является феномен социального настроения. Принципиально важно подчеркнуть, что оно одновременно является и реальной ...