Современное развитие казахской диаспоры
Страница 6

В истории формирования казахской диаспоры и ирреденты необходимо рассматривать одну из неисследованных причин переселения некоторых казахских семей в Китай в 1930-1940-х гг. (отдельно от коллективизации - Г.М.) - направление советских кадров военных, инженеров, учителей, врачей и т.п. в Восточный Туркестан (Синьцзян).

Другим этапом в формировании казахской диаспоры является проблема невозвращения в СССР бывших военнопленных вермахта во время Второй мировой войны, участвовавших в движении Сопротивления на территории Европы, или же вынужденных вступить в ряды “Туркестанского легиона”, и не вернувшихся в СССР, там самым образовав диаспору в европейских странах.

Трагические события, произошедшие в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-х гг., являются основополагающими для истории и развития казахской диаспоры в мире. В течение 1930-1940-х гг. казахи в Восточном Туркестане (Синьцзяне) принимали участие в нескольких восстаниях против китайских властей, а в Илийском восстании 1944-1949 гг. играли доминирующую роль. Казахи всегда занимали значительное положение в политической жизни Синьцзяна так как среди всех кочевых народов Восточного Туркестана они отличались многочисленностью и игнорировать их было очень опасно. В статистическом источнике “China Handbook” о количестве населения Китая с 1937 по 1943 гг. сказано, что в Синьцзяне проживало 4,360,020 человек, из которых 930,000 были казахи. По материалам Всекитайской переписи 1953-1954 гг. в Синьцзяне к 1953 г. проживало 509,000 казахов. Следовательно, потери казахского населения всего за 10 лет насчитываются около 421,000 человек или более 45 %, что явилось продолжением этноцида по отношению к казахскому народу, только теперь на территории Китая. Политические мотивы борьбы казахов Восточного Туркестана (Синьцзяна) были различными, но главная причина была экономической - вопрос о пастбищах. Казахи занимались, в основном, кочевым скотоводством, продукция которого играла важную роль в экономике региона. Однако, постоянно возникали споры о пастбищах, водоемах, ирригационных каналах между кочевниками и земледельцами, доходившими до вооруженной борьбы. Так было и раньше, когда во время маньчжурского правления основные права на пастбища были отданы монголам, а казахи стали рассматриваться как арендаторы этой земли.

На протяжении всех 1930-1940-х гг. центральное провинциальное правительство в Урумчи было заинтересовано в передаче пастбищ кочевников китайским крестьянам-хань, так как вооруженные казахские отряды представляли весомую угрозу властям. Кроме того, китайцы-хань стали рассредоточивать свои войска по территории всего Синьцзяна. Таким образом возник конфликт, переросший в затяжную и кровопролитную войну между китайским меньшинством и мусульманским большинством Синьцзяна. Вследствие поражений антикитайских восстаний неханьских народов в 1936 г. началась миграция около 18 тыс. казахов из района Барколя, ушедших в Газколь на границе Цинхая и Восточного Туркестана (Синьцзяна) до 1951 г. (300 семей), в Цинхай (200 семей), около 1 тыс. семей остались на Барколе или вернулись на Алтай. Примерно 1 тыс. казахских семей решила уйти в Гансю. Около 500 семей ушло в Монголию в 1938 г., и 5 тыс. казахов решили перейти Тибет и обосноваться в Индии. Выйдя из Барколя, перейдя через Кумул (Хами), в 1939 г. группа казахов дошла до дунганского военачальника Ма Бофана, устроившего кровавую бойню в Цинхае, после которой в живых осталось только 34 казахские семьи. После многочисленных кровопролитных событий казахи решили уйти в Индию. В сентябре 1940 г. 5 тыс. казахов пришли в Тибет, где больше года воевали с тибетскими племенами. На Тибете от холода, голода, снежной болезни и пуль непреклонных тибетцев погибло около 2 тыс. казахов или 40 % вышедших в путь людей. Оставшиеся в сентябре 1941 г. прибыли в местечко Демчок на границе Индии под руководством Елисхана Тайджи, в количестве около 1000 семей или 3039 человек.

После длительных переговоров британские власти разрешили казахам пересечь границу, разоружили их и под вооруженной охраной отвезли в Ладак - провинциальный город в Кашмире, где составили списки и разместили в лагере для беженцев Музаффер Абаде, оцепленного со всех сторон войсками.

Непривычный климат, ограничение свободы передвижения, отсутствие возможности работать, незнание английского и языков народов Индии усугубляло положение казахов, размещенных в палаточном городке в Музаффер Абаде, где каждодневно погибало 10-15 человек. Оставшийся у них скот умирал от бескормицы. В апреле 1942 г. британские власти на грузовых машинах перевезли казахов в деревню Тернава близ Равалпинди. Начавшиеся еще в Музаффер Абаде инфекционные болезни продолжали преследовать казахов и в лагере для беженцев в Тернаве, где каждый день погибало от 15 до 20 человек. По свидетельству Халифе Алтая, количество беженцев менее чем за год сократилось с 3,000 до 1,200 человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Сущность современной семьи. Предмет социологии семьи
Социология семьи рассматривается в широком смысле как социологическая наука о семье. С давних пор все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхожден ...

Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему о ...

Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского
М. Ковалевский подходил к соц-гии как к науке, а не как к концепции чел-их идеалов. Он исходит из того, что для соц-гии главное есть правда-истина. Идеи закономерного и поступат. характера истор. процесса, как и соц. преемственности, — ва ...