Отказ от материнства как социальная проблема. Социально-психологические причины отказов от материнства
Страница 2

Материалы и статьи по социологии » Проблема отказов от детей » Отказ от материнства как социальная проблема. Социально-психологические причины отказов от материнства

Психологическое интервью позволило узнать, что принятие решения отказаться от новорожденного у этих женщин возникает, как правило, задолго до рождения ребенка. В это время женщины обычно переживают тяжелый психологический кризис, имеющий в разных случаях разное содержание. Однако, общим для всех является борьба мотивов - когда инстинктивному стремлению женщины к материнству и давлению общественной морали противодействует неверие в свои силы и возможности. Это может быть связано с реальной или мнимой физической или моральной несостоятельностью, с ощущением неспособности и нежеланием преодолевать жизненные трудности, отсутствием элементарных материальных условий, а также с ощущением утраты (или угрозы утраты) социальной поддержки в связи с распадом семьи, со смертью и болезнью близких, высокими социальными притязаниями, со страхом вернуться в род пой дом с «незаконнорожденным ребенком» и пр. Решающим здесь является ощущение, что рождение ребенка может стать угрозой для реализации собственных социальных устремлений, или, напротив, ощущение, что мать сама (а через нее и все ее окружение) является угрозой для благополучия и даже жизни собственного ребенка. Примером первой - эгоистической мотивации - может служить случай, когда молодая женщина, студентка института, отказалась от внебрачного ребенка по причине невозможности окончить какое-либо учебное заведение и стать экономистом без поддержки родственников живущих в другом городе.

Какая бы ни была причина, побуждающая женщину принять решение отказаться от новорожденного ребенка, данный поступок является результатом и особой формой разрешения серьезного психологического конфликта за счет подавления одного из сильнейших природных инстинктов - инстинкта материнства. Это уже само по себе свидетельствует о силе деструктивных факторов, препятствующих его реализации, а также о качестве психологической защиты и структуры ее эмоциональной сферы. Поэтому, вступая в контакт с «отказчицей», психолог должен видеть перед собой страдающую, испытывающую чувство вины женщину, женщину, переживающую тяжелую психическую травму, независимо от конкретных внешних форм ее поведения.

Принятие решения оставить своего ребенка у многих женщин сопровождается чувством психического напряжения, вины и собственной греховности. В таких случаях поведение женщины во время беременности можно рассматривать как своеобразные формы психологической защиты.

В одних случаях это рационализация. В таких наблюдениях женщина привлекает для самозащиты множество реалистических и малореалистических доводов, которые с ее точки зрения, «оправдывают» поступок и, как правило, утрачивает способность видеть и рассматривать иные - альтернативные варианты выхода из кризиса. При этом могут абстрагироваться собственные отрицательные физические и моральные качества, гипертрофироваться материальные и семейные затруднения. Как пример: одна ранее уже замужняя женщина рассуждает о том, что она не сможет дать ребенку достойного воспитания, т. к. сама еще «как ребенок» и нуждается в постоянной опеке. Другая молодая одинокая женщина - убеждена, что ее отец непременно ее убьет, если узнает о ребенке. В качестве доказательства вспоминает, как в детстве отец отстегал ее веревкой. При этом она априорно игнорирует помощь других членов семьи, знакомых, заранее убеждена в невозможности социальной помощи со стороны государства. При этом и не пытается узнать об ее объеме.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Эмо и готы
Эмо Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами. Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны ...

Идея прогресса в истории социальной мысли
Идея социального прогресса не нова. К данному вопросу обращались многие мыслители – от Гераклита и Эмпедокла до К. Маркса и Ф. Энгельса[2]. В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного крупного мыслителя, который не затронул бы ...

Проблема личности в теории и практике права
Личность - это индивид с характерной системой потребностей и социальных ориентации, которые отличают его от других и определяют его поведение. Но ведь преступление - это тоже форма человеческого поведения, но особая, крайняя антисоциаль ...