Отказ от материнства как социальная проблема. Социально-психологические причины отказов от материнства
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Проблема отказов от детей » Отказ от материнства как социальная проблема. Социально-психологические причины отказов от материнства

Характерной чертой таких состояний является аффективная насыщенность фригидность своих представлений и установок. Попытки рационально обсудить иные варианты бывают; малоэффективны и могут вызвать лишь обиду, непонимание агрессию.

В других случаях преобладают механизмы вытеснения, когда женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания нежеланности беременности, постепенно как бы «забывает», что она беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и более активный образ жизни. Много переезжает из города в город, неумеренно развлекается, курит, алкоголизируется, придается сексуальным эксцессам. При этом часто исчезают субъективные признаки беременности, игнорируется шевеление плода. Женщина почти всю беременность чувствует себя «хорошо», перестает предвидеть очевидные вещи, элементарно планировать или устраивать свою жизнь. Проявлениями таких качеств служат - избегание аборта при нежелании иметь ребенка. При этом типичны такие объяснения: «не сделала аборт . как-то так - не получалось .», « .думала, что как-нибудь обойдется .», « .опоздала вовремя, », « .я отдыхала на юге, не хотелось терять путевку .» и т. д.[4]

При этом, до конца такая женщина может демонстрировать амбивалентность своих чувств по отношению к ребенку, принимать предложение прикладывать ребенка к груди, искать сочувствия и поддержки.

Несколько иная картина психологической защиты демонстрируется в тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивирована на беременность, на протяжении всей беременности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает его в сферу своего самосознания. Часто такие женщины донашивают беременность только потому, что знают: «аборт вреден для здоровья». Одна из рожениц, бросившая ребенка в родильном доме, в спокойном тоне рассказывала, что, хотя имеет уже двоих детей и живет с мужем, но не собирается брать последнего, т.к. имеет большие трудности со здоровьем первых и боится, что на третьего у нее не хватит собственного здоровья. По рассказам акушеров, перед их глазами проходят многие «хронические отказчицы», которые, оставив одного ребенка, меньше чем через год возвращаются чтобы родить нового и отдать его государству.

Судьба же новорожденного их мало интересует, т. к., во-первых, он еще не человек, а во-вторых – « .свет не без добрых людей .». Некоторые исследователи с вытеснением связывают случаи пьянства во время беременности, а как крайние (психотические) варианты описывают случаи, когда женщина приходит в родовой зал с убеждением, что она вовсе не беременна[5].

В части наблюдений на первый план выступают механизмы переноса. В этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от жизни и, в первую очередь, от отца ребенка. С рождением ребенка связывается полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отношению к новорожденному - это брезгливость, отвращение и даже ненависть. Для них типичной становится убежденность в том, что «такой нежеланный ребенок просто не может быть нормальным». Агрессивность к собственному плоду такие женщины реализуют через особое абортное поведение, в том числе через упорные попытки всяческими путями прервать беременность даже на самых поздних сроках, иногда подвергая себя серьезной опасности. Часто всю беременность, в фантазиях, ребенок представляется уродливым, крайне безобразным. К примеру: в сновидениях 25-летней «отказчицы» ребенок появлялся на свет в виде скорчившейся старухи, тянущей к ней волосатые руки. В качестве примера - переживания 19-и летней девушки, выпускницы ПТУ, забеременевшей в результате нераскрытого группового изнасилования.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Объекты социальной поддержки
В целом можно утверждать, что объектами социальной поддержки должны являться отнюдь не все и не любые семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в сос­тоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизн ...

Эмпирические социологические исследования в ранний период
Эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом плане н ...

Психологический эволюционизм в социологии
Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 – начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как пер ...