Управление процессами социальной защиты и обслуживания пожилых людей (на
примере г.Волгограда). Система управления социальной
защитой и обслуживанием пожилых людейСтраница 1
Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании. Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».[51] «Социальная помощь – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению».[52] Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах»[53].
Социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска; через поддержку, представляющую собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности; и через представительство, т.е. защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи. Социальная защита стратегического уровня – это направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Особенностью ее на современном этапе является перенос центра тяжести непосредственно на места (адресность, «участковый принцип»[54]). Это могут быть как учреждения социальной защиты и социального обслуживания, так и семья пожилого человека. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.
Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания.
Государственный сектор состоит из органов управления социальной защитой и социальным обслуживанием РФ, органов субъектов РФ, а также учреждений социальной защиты и социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. К ним можно отнести Министерство Труда и социального развития РФ, Министерства субъектов Федерации, Областные управления социальной защиты населения и т.п. Волгоградский Областной геронтологический центр имеет федеральное подчинение и относится к государственному сектору социальной защиты и социального обслуживания.
Муниципальный сектор социальной защиты и социального обслуживания включает органы управления социальной защитой и социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Например, муниципальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального подчинения и т.п.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения по форме собственности не относящиеся ни к государственным, ни к муниципальным, «а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания».[55] К данному сектору относятся, например, общественные ассоциации, профессиональные объединения, благотворительные и религиозные организации.
Качественное обслуживание пожилых людей невозможно без эффективной системы социального управления, построенного по велению времени. «Время настоятельно поставило вопрос о преодолении технократизма в управлении. Это в равной степени относится и к управлению экономикой, и к управлению социальной, политической, духовными сферами. Сама жизнь потребовала «очеловечивания» управления».[56] Мировая практика отдает предпочтение в работе с пожилыми людьми системе социального менеджмента. В России социальный менеджмент только начинает разворачиваться. Для успешного осуществления управления необходимы специальные кадры – менеджеры в социальной сфере. Необходимость социального менеджмента связана с эффективностью реализации функций управления, которые заключаются «в целенаправленном воздействии на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления ими».[57] Функции социального менеджмента много исследовались разными учеными и практиками, начиная от Тейлора и М. Вебера, заканчивая современными исследователями этой бурно развивающейся в России области управления.
Читайте также:
Общие признаки сексуальности
Во времена племён были очень простые сигналы для репродукции между полами, но в современном обществе используются тысячи механизмов привлечения противоположного пола, во всём своём многообразии. Устремляя своё внимание на противоположный ...
Социологические законы и категории. Категории, понятия
и законы социологической науки. Система основных категорий
(понятий) в социологии
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.
Например: “Группа студентов” — социальное явление.
Его качества:
1) это люди, которые учатся;
2) имеют среднее или среднеспециальное образование;
3) определенный возра ...
Динамика общих коэффициентов рождаемости и смертности по Иркутской Области.
Таблица 2
Численность постоянного населения на 1 января, человек
показатели
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
все население
2686284
2667886
2644022
2623183 ...