Управление процессами социальной защиты и обслуживания пожилых людей (на
примере г.Волгограда). Система управления социальной
защитой и обслуживанием пожилых людейСтраница 2
Фролов С.С. приводит следующую информацию о функциях управленческого органа в системе А. Файоля:[58]
1. Планирование, предполагающее формирование целей, создание образцов и эталонов;
2. Организовывание, предполагающее создание самой управленческой структуры организации, обеспечивающей реализацию властных отношений;
3. Распоряжение, предполагающее предъявление руководителями требований к подчиненным, распределение ответственности;
4. Контроль, как конечный итог управленческой деятельности.
Со времен А. Файоля исследователи дополняли этот список. Например, по мнению М.В. Удальцовой, в настоящее время очень большое внимание отводится стимулированию и мотивированию социальных работников и опекаемых в социальном учреждении[59]. Существенное место занимает непрерывное или периодическое обучение. Никакое управление немыслимо сейчас без процесса координирования, регулирования в социальной сфере. На низших уровнях руководства функция координации наряду с мотивированием, является основной. Кроме официальных структур, в любой организации существует система взаимоотношений, которая характеризуется неформальной организационной структурой, состоящей из целой сети взаимосвязей, возникающих между работниками в неформальных группах, на межличностном уровне. «Это объект особого внимания социальных менеджеров, которые являются как бы специалистами в области социального проектирования, создания оптимальных вариантов формальных и неформальных структур»[60].
Особенностями социального менеджмента в работе с пожилыми людьми являются
- комплексность подхода к труду и досугу пожилого человека, предполагающая организацию тесного взаимодействия разных специалистов;
- учет возрастно-психологических особенностей и социального положения пожилого человека;
- реализации миссии учреждения как помощи в реабилитации, в поддержании социальной активности, продлении жизни пожилого человека;
- организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социальной помощи;
- специфическая мотивация милосердия для каждого работника социального учреждения для пожилых людей, независимо от статуса и занимаемой должности.
Учет этих особенностей позволяет стремиться к управлению по результатам. Этот современный тип управления основан на понимании того, что «Основная задача руководителя – добиваться результатов. Их достижение предполагает непрекращающееся повторение основных элементов процесса управления – планирования, осуществления планов и контроля. Основными этапами процесса управления по результатам являются процесс определения результатов, процесс управления по ситуации и процесс контроля за результатами».[61]
Состояние социальной работы в России ставит вопрос о соответствии профессиональных социальных работников занимаемым должностям. Так, например, исследование, выполненное И.Ф. Албеговой, выявило «рассогласование сущего и должного: социальные работники в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент».[62] Поэтому для менеджера становится особенно важными процессы обучения и подбора персонала для выполнения тех или иных программ или проектов. «В информационно-коммуникативной стороне социальной работы важно соблюдать один из главных принципов – позитивная направленность. В работе с клиентами и подопечными необходимо усилить акцент на том положительном, что есть в их жизненной ситуации и что может принести сотрудничество с социальной службой».[63] Кроме позитивного взгляда на пожилого человека, необходимо развивать у персонала творческий подход к делу, творческое мышление. Это вызвано, прежде всего, новизной решаемых профессиональных задач, как составляющей социального труда. «Обучение процессам творческого мышления и решения проблем, устранения помех, развития воображения, тренировка в индивидуальном и коллективном решении проблем помогают развивать творческие способности участников обучения, или, по крайней мере научить их, как лучше использовать свои потенциальные способности».[64]
Читайте также:
Человек в управлении
трудовой деятельностью
В процессе трудовой деятельности работники, совместно реализующие цели производству материальных или духовных благ, объединяются в социальную организацию с определенными правилами и процедурами. Такое объединение работников - трудовой кол ...
Самосохранительное поведение
В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изучения индивидуал ...
Факторы этнического и расового неравенства. Политические
факторы
Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.
Любопыт ...