Методика осуществления социально-средовой ориентацииСтраница 1
Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности. Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.
Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Причем социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы [1, с. 193].
Социальная реабилитация представляет собой интегративную технологию. Алгоритм социально-средовой ориентации основан на психологической концепции ориентировочной деятельности, изложенной А. В. Петровским [6, с. 212].
Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен:
- провести анализ проблемной ситуации;
- установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации;
- построить план действий;
- проводить самоконтроль по ходу выполнения действия.
Функции специалиста при организации социально-средовой ориентации:
- подготовка и обучение клиента способам социально-средовой ориентации;
- регулирование и контроль поведения клиента в индивидуально-изменчивых ситуациях;
- организация условий для развития умения клиента самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, быть независимым от специалиста по социальной работе [9, с. 125].
В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.
Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.
1. Способность к общению - это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.
2. Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
3. Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.
4. Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах [10, с. 135].
Читайте также:
Пособие по уходу за ребенком
Общие правила назначения и расчета пособия по уходу за ребенком утверждены с 1 января 2010 года новой главой 3.1. Федерального закона №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с матер ...
Показатели занятости и рынков труда
Состояние рынка труда и занятости в стране описывается при помощи системы показателей, в числе важнейших из них можно назвать:
- уровень экономической активности населения (отношение общей численности занятых и безработных к численности ...
Классификация интервью
Виды интервью в журналистикеке можно рассматривать по разным основания в зависимости от типа последующего материала. Ниже преведениа одна из классификаций (северо-американская модель):
1. типа орг. Интервью (пресс-конференции, случайное, ...