Религии народов ВостокаСтраница 1
Для того, чтобы сложилось представление о культуре народов Востока необходимо в первую очередь познакомиться с их религиозными представлениями, поскольку они сыграли и продолжают играть ведущую роль в культуре народов их исповедующих.
Индуизм - самая древняя религия Востока. В своем становлении она прошла несколько этапов. Первая стадия - это ведичнская религия. Ее создателями были арии (благородные) - племена, принадлежащие к индоевропейскому единству народов, куда входили греки, германцы, славяне, кельты, иранцы. Арии проникли на территорию Индии, двигаясь из районов Причесрноморья и Прикаспия. Появившись в верховьях Ганга, арии ассимилировались с местным населением.
В культуре древних ариев значительное место уделялось древней символике и мифологии. Ядром их духовной культуры были Веды. Это древнейший памятник литературы, сложившийся в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры. Он предсиавляет собой сборник гимнов в честь богов, жертвенные формулы, заклинания. Вед было четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа
.
С течением времени на основе Вед сложилась специальная литература, представлявшая толкование Вед. Известно два вида этих теологических трактатов. Первый - брахманы
, оформившиеся в VIII-VI в.в. до н.э. В них содержится описание и толкование ритуала ведической литературы. Второй - упанишады,
большая часть которых создавалась в VII - III веках до нашей эры. Упанишады (упа ни шад - сидеть около ног учителя) посвящены достижению духовного освобождения. В них также содержатся и некоторые научные сведения.
Характерной чертой ведической религии было обожествление сил природы, часто в мифологически неопределенно оформленных образах. Основу культа составляли жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполняли жрецы - брахманы
. Самыми почитаемыми божествами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни, Сома
.
Второй стадией развития индуизма ученые называют брахманизм
. Он возник в I тысячелетии до н.э. как результат слияния ведической религии древних ариев с культами доарийского населения Индии. Главное место в брахманизме заняла идея вечного повторения, выражающая бесконечную цепь человеческого перерождения - сансары. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой. Она оценивалась тем, на сколько человек совершает предписанные по его социальному положению жертвы, почитает брахманов, не нарушает их запретов. На первый план выдвинулась индивидуальность человека. Но это была не свободная, критически мыслящая личность в античном понимании, а отдельно, особняком стоящий человек, занятый мыслями о собственном спасении. Брахманы утверждали, что путом различных для каждого сословия обрядов, жертв и заклинаний можно достичь хороших перерождений и стать царем, раджей, богатым купцом и т.д.
Наиболее почитаемыми богами брахманизма стали Брахма, Вишну
и Шива
.
Брахма - это бог-создатель, творец вселенной и всего сущего. Обычно он изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
Вишну - это бог-охранитель, который изображался четырехликим юношей, возлежащим на змее или драконе. В более позднее время он стал почитаться в образе своих воплощений (аватар) Кришны
и Рамы
.
Шива - это олицетворение движения жизни в природе, ее созидательных и разрушительных начал. Он мого изображаться в грозном виде, в священном танце или же аскетом, погруженным в созерцание. Представление о созидающей энергии Шивы воплощается в его основном символе линге - фаллосе. Изображение линги в виде каменой колонны, покоящейся на йони - женском символе, распространенном по всей Индии.
В целом Брахма, открывающий триаду верховных божеств, как бог-созидатель вселенной, противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.
Следует отметить, что вовторой половине I тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начинают слабеть. Он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Однако уже в первой половине I тысячелетия н.э. началась третья стадия становления индуизма. Она выражалась в дальнейшей ассимиляции брахманизма и народных верований.
Основу учения по-прежнему составляла вера в перевоплощение душ (сансара), проходившее в соответствии с заколном воздаяния (карма) за добродетельное или плохое поведение, которое определялось почитанием верховных богов Вишну или Шивы.
В настоящее время индуизм является одной из наиболее крупных по числу последователей религией. Почти 95% индусов проживают в Индии. Священными книгами сторонников этой религии остаются Веды. Для современного индуизма характерно отсутствие каких-либо канонов и представление об универсальности верховного божества. Сейчас в этой религии существуют два основных направления: вишнуизм
Читайте также:
Бедность и маргинализация населения. Бедность: подходы к определению и
измерению
В России, как и в бывшем СССР, а также во многих развитых странах бедность существовала всегда. Только она была везде разная. В качестве социальной проблемы в нашей стране обсуждаться и осмысливаться бедность стала лишь тогда, когда иссле ...
Особенности и сложности
анкетирования респондентов старшей возрастной группы
Манера поведения пенсионеров во время опроса, склонности и предпочтения, точность и аккуратность, тональность и степень категоричности высказываний, другие проявления индивидуальной тактики работы с анкетой довольно многообразны. Можно по ...
Опросы
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную ...