Религии народов ВостокаСтраница 2
, сторонники которого особо почитают Вишну, и шиваизм
, состоящий из поклонников Шивы.
Самая древняя из трех мировых религий современности буддизм возник в VI-V в.в. до н.э. в Северной Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.) - царевич из племени шакьев, прозванный Буддой
, т.е. просветленным. Еще одно из его имен - Шакьямуни - «отшельник из шакьев».
Познав причину страданий и путь избавления от них, Гаутама добровольно отрекся от удовольствий и роскоши царского двора. Он начал свою проповедническую деятельность, формулируя основные положения новой религии. В течение 40 лет Будда в сопровождении своих учеников ходил по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и излагая новое учение.
Ученые предполагают, что буддизм возник в качестве одной из сект брахманизма, поскольку буддизм также основывается на учении о карме и сансаре. Однако новая религия подвергала критике кастовую систему, которую обосновывал брахманизм, и запрещала практиковавшиеся брахманами жертвоприношения.
Жизнь, согласно учению Будды, - это цепь страданий, избавиться от которых могут только праведные люди, достигшие нирваны - полного небытия. Буддизм внес в теорию переселения душ значительные изменения. Он объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным злом и несчастьем. Поэтому высшей целью человека должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны. Достичь небытия сразу невозможно. Каждое перерождение - это путь к «высшей мудрости» и только на этом уровне можно выйти из «круговорота бытия» и завершить перерождения.
В осногве буддизма лежат «четыре благородные истины
»:
1.Всякое существование есть страдание.
2.Причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти и богатства.
3.Страдания можно прекратить. Для этого нужно освободиться от причин страданий, достичь состояния отсутствия сильных чувств и подавления всякого желания.
4.Указание «благородного срединного восьмеричного пути
», который состоит из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения».
В буддизме карма, т.е. сила, от которой зависит перерождение человека, стала понимается в отличном от брахманизма смысле. Если последний трактует карму, как степень соблюдения преднисаний брахманов, то карма буддизма - это сумма всех поступков и помыслов существа во всех его последующих перерождениях.
Буддизм довольно рано начал дробиться на секты. В начале нашей эры он раскололся на два направления.
1.Хинаяна,
т.е. малая колесница, возникшая в Восточной Индии, проповедует «узкий путь спасения». Согласно этому учению, нирваны может достичь только узкий круг лиц - монашество. Хинаяну еще называют южным буддизмом, поскольку это направление утвердилось на Цейлоне, в Бирме, в Лаосе, Таиланде и других южных странах.
2.Махаяна
, т.е. большая колесница, обещает «широкий путь спасения», когда нирваны может достичь не только монарх, но и мирянин. Последователи этого учения должны заботиться в первую очередь нео своем спасении, а о спасении других. Махаяна, или северный буддизм, с начала нашей эры распространился в Китае, Тибете, Японии.
В VII-XIV в.в. в Тибете сложилась особая форма буддизма - ламаизм
. Сохраняя основные положения буддизма, ламаизм дает возможность общения верующих с богом. Ламаизм распространен в Китае, Монголии, в отдельных районах Непала и Индии. На территории России - у бурятов, калмыков и тувинцев.
Как мы видим, буддизм распространился довольно широко в Юго-Восточной и Центральной Азии и Сибири. Эхто сделало его мировой религией. Однако на своей родине, в Индии, буддизм достиг наивысшего расцвета в V в.в. до н. э. - в начале I тысячелетия н.э. К XII в. он практически растворился в индуизме, оказав значительное воздействие на последний. Это сказалось в отрицании свойственного брахманизму преобладания внешних, ритуальных форм религиозной жизни.
Оригинальные китайские религии - даосизм и конфуцианство - отличаются тем, что первоначально представляли собой не религиозные, а философские системы.
Философская система конфуцианства была создана в VI в. до н.э. Её создатель - Кун Цзы (Конфуций). Учитель Кун - странствующий пропагандист из царства Лу, излагавший свое учение устно в форме диалога. Его изречения были записаны учениками и сведены в трактат «Лунь юй» - «Беседы и суждения». Конфуций в своих диалогах объявил власть правителя священной, дарованной небом. Отсюда и название китайской империи «Поднебесная».
Читайте также:
Социологический аспект социальной работы в специальном жилом доме г. Тотьма
Ритм старения зависит от образа жизни пожилых людей, уровня жизни, условий проживания, социальных и психологических факторов. Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение, особенности психики, материальны ...
Основные направления развития социологии в XIX –
начале XX вв.
На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему о ...
Предмет и объект социологии труда
Предмет социологии труда – это социальное отношение процесса в сфере труда, определяющееся различием и сходством социальной группы, социального коллектива.
Социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многооб ...