Инновационный процесс.

Социальные изменения можно характеризовать также с точки зрения содержащихся в них новаций. Дело в том, что значительная часть изменений (но не все) несет с собой некоторое нововведение, т. е. вносит в социальную реальность некоторый элемент, которого раньше не существовало.

Как показано в ряде зарубежных и отечественных социологических исследований (Н. И. Лапин, А. И. Пригожий и др.), инновация (нововведение) — это комплексный процесс созда­ния, распространения и использования нового практическою средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Понятие «инновация» вошло в науку еще в XIX в. и стало использоваться при изучении процессов изменений в культуре, выступая как некоторая противоположность понятию «традиция». В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В самом феномене нововведения выделяют обычно следующие элементы: а) само новшество, б) новаторы, т. е. те, кто создает его, создатели, в) распространители, г) восприемники. Введение данных элементов в

схему анализа социальных изменений чрезвычайно полезно и

с научной, и с практической точки зрения. Сквозь призму этих элементов можно рассматривать процессы осуществления и реализации различных социальных нововведений, в том числе и в нашей стране.

Сама инновационная деятельность может быть подразделена на два подвида — совершенствующая инновационная деятельность и радикальная инновационная деятельность. Существенное различие между ними заключается, в частности, в том, что совершенствование обычно хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них. Радикальное же нововведение, как правило, подрывает или даже взрывает эти структуры и поэтому вызывает сопротивление и противодействие определенной части лиц и

даже социальных групп.


Читайте также:

Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы
Социолог. исследов. — это процесс познания, в ко­тором прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич. и эмпирич В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся с его подготов­ки: обдумыва ...

Субкультура. Контркультура. Общие понятия. Понятие «субкультуры» и история термина
Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от по ...

Правовые основы молодежной политики
Под молодежью понимается социально-демографическая группа, обладающая совокупными социально-психологическими и половозрастными собенностями, проходящая стадию социализации в конкретных условиях жизнедеятельности общества. К молодежи относ ...