Идея прогресса в истории социальной мысли
Страница 4

Невозможно оставить без внимания идеи родоначальника социологии – Огюста Конта. В учение о социальной динамике он теоретически обосновал идею общественного развития, в основу которой заложил понятие человеческой природы. Конт говорил о том, что в природе человека изначально заложено социальное чувство, благодаря которому и становится возможным существование человечества. Он пришел к выводу, что развитие умственной способности является определяющим в развитии всего социального чувства, а следовательно, и общества в целом. Конт выделяет три стадии умственного развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Он высказывается с резкой критикой по отношению к первым двум способам мышления. Но, тем не менее, признает, что до определенного времени они имеют право на существование. Когда же применение абстрактного способа мышления становится «вредным», на смену ему приходит позитивный метод, который постепенно овладевает умами и занимает главенствующее место. Закон трех стадий выступает в теории Конта в роли стержня идеи общественного прогресса (или социальной динамики). С помощью этого закона он делает попытку понять механизм социального развития[20].

Все идеи, описанные выше, возникли и существовали до появления в русской социологии мыслителя Николая Константиновича Михайловского. Рассмотрим кратко его биографию и проанализируем, чьи идеи повлияли на становление его мировоззрения. Михайловский был одним из родоначальников социологии в нашей стране. Он родился в 1842 году, в дворянской семье. Обучался в институте горных инженеров, в Петербурге, где получил прекрасное физико-математическое и историческое образование. В 1864 году он начинает литературную карьеру как критик и публицист. С 1891 году он являлся редактором журнала «Отечественные записки». Занятие журналистикой наложили особый отпечаток на социологическую систему Михайловского и его манеру оформления материала. Его публицистика была насыщена социологическим содержанием и имела форму непринужденной беседы с читателем[21]. Огромное влияние на Михайловского оказывали идеи Н.Г. Чернышевского. Он активно защищал труды Чернышевского от нападок критиков, хотя сам иногда трактовал его идеи в духе позитивизма. Несомненно, на формирования взглядов Михайловского оказали также влияние А.И. Герцен и П.Л. Лавров[22].

В 90-х годах XIX века одним из важных течений общественной мысли в России становится марксизм. Михайловский не признает его и начинает ожесточенную идейную борьбу с первыми русскими марксистами. Он занимает позиции либерализма и доказывает невозможность капитализма в русских условиях, активно продвигает идеи о «самостоятельности русской общины и об особых путях к социализму»[23]. Он был известным общественным деятелем и оказывал серьезное влияние на революционное движение в России.

В 80-е годы идеи Михайловского начинают оказывать большее влияние на умы молодого поколения. Свои труды, социологические и критические статьи он публикует в журнале «Отечественные записки»: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа», «Теория Дарвина общественная наука»[24]. Авторитет Михайловского среди молодой интеллигенции был огромным. Его труды неоднократно переиздавались при жизни. Сборник его сочинений включает в себя десять томов в последнем варианте.

Михайловский вслед за Лавровым обосновывал значимость субъективного метода в социологии. Первая большая работа Михайловского («Что такое прогресс?») была посвящена, как это видно из названия, проблеме прогресса, речь о ней пойдет далее. В целом ряде работ он подвергает критике социологическую теорию Спенсера, которая отождествляла общество и организм. Проблема личности в обществе составляла важный предмет социологических размышлений Михайловского («Борьба за индивидуальность»). Также он был заинтересован вопросом об отношении между отдельной личностью и массой («Герои и толпа»). Михайловский приходит к ряду интересных выводов в области коллективной психологии. Особо следует отметить критические замечания Михайловского, вызванные переложением идей Дарвина на человеческое общество. Рассмотрим некоторые работы Михайловского и дадим анализ его концепции о социальном прогрессе.

Страницы: 1 2 3 4 


Читайте также:

Семья и брак. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений
Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную обществом, устойчивую форму половых отношений. Нестабильность брака и сем ...

Социологические законы: сущность, классификация
Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой с ...

Традиционные и техногенные цивилизации
В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ и историк А.Тойнби выде ...