К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Девиантные проблемы беспризорности и безнадзорности » К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми

Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, школах-интернатах и др. Спектр направлений реализации данной технологии весьма широк. По результатам проводимого нами исследования, в работе с безнадзорными детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, наиболее эффективна, информационно значима цветодиагностика. Это обусловлено рядом факторов:

особым социальным статусом детей данной категории;

характерологическими особенностями развития личности безнадзорного ребенка;

специфическими проблемами, связанными с общением и взаимодействием уличного ребенка со сверстниками, родителями, взрослыми людьми.

Наиболее успешно показала себя проективная методика "Цветовое зеркало" - мощный инструмент познания личности. Она позволяет составить целостное представление о характере человека, его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический тип.

Экспресс-тест "Цветовое зеркало" разработан для диагностики текущего состояния человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных и слабых сторон личности конкретного человека.

Теоретической основой теста "Цветовое зеркало" послужили идеи:

И. Гете о психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды;

В.М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;

В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их оттенков и сочетаний;

К.Г. Юнга, разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.

Области применения теста «Цветовое зеркало»:

· экспресс-оценка психического здоровья детей и взрослых,

· психологическое консультирование,

· профессиональная ориентация школьников и взрослых,

· профессиональный отбор и профподбор,

· формирование кадрового резерва,

· диагностика межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.

«Цветовое зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной, социально-педагогической и психосоциальной работы.

В целях изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы использовали данную методику как профилактически-диагностический экспресс-тест. Он проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних г. Орла.

Возраст исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10-15 минут.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Деятельность общественных организаций
Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также отдельных граждан. Так, например, проведя исследования, было выявлено три вида помощи, которую готовы оказать жи ...

Правовые основы молодежной политики
Под молодежью понимается социально-демографическая группа, обладающая совокупными социально-психологическими и половозрастными собенностями, проходящая стадию социализации в конкретных условиях жизнедеятельности общества. К молодежи относ ...

Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях
Алисоманы Алисоманы – неформальное подростково-молодежное движение, возникшее из фанатов рок-групы «Алиса». Группа «Алиса» появилась в 1983 году. В 1984 года в «Алису» пришел Константин Панфилов (творческий псевдоним – «Кинчев»). К кон ...