К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьмиСтраница 1
Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, школах-интернатах и др. Спектр направлений реализации данной технологии весьма широк. По результатам проводимого нами исследования, в работе с безнадзорными детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, наиболее эффективна, информационно значима цветодиагностика. Это обусловлено рядом факторов:
особым социальным статусом детей данной категории;
характерологическими особенностями развития личности безнадзорного ребенка;
специфическими проблемами, связанными с общением и взаимодействием уличного ребенка со сверстниками, родителями, взрослыми людьми.
Наиболее успешно показала себя проективная методика "Цветовое зеркало" - мощный инструмент познания личности. Она позволяет составить целостное представление о характере человека, его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический тип.
Экспресс-тест "Цветовое зеркало" разработан для диагностики текущего состояния человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных и слабых сторон личности конкретного человека.
Теоретической основой теста "Цветовое зеркало" послужили идеи:
И. Гете о психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды;
В.М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;
В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их оттенков и сочетаний;
К.Г. Юнга, разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.
Области применения теста «Цветовое зеркало»:
· экспресс-оценка психического здоровья детей и взрослых,
· психологическое консультирование,
· профессиональная ориентация школьников и взрослых,
· профессиональный отбор и профподбор,
· формирование кадрового резерва,
· диагностика межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.
«Цветовое зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной, социально-педагогической и психосоциальной работы.
В целях изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы использовали данную методику как профилактически-диагностический экспресс-тест. Он проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних г. Орла.
Возраст исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10-15 минут.
Читайте также:
Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы
изучения
Этнический стереотип можно определить как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
В приведе ...
Значение социологических исследований для
управления процессами, происходящими в обществе
Типы прикладных социологических исследований, дифференцируются по критериям их цели, логики осуществления, особенностей организации и конечного результата. Первая укрупненная классификация исследований в социологии - выделение теоретическ ...
Общая подготовка
Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, обще профессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста (деятельности). Интервью – это вопро ...