Методологические подходы к анализу ценностей и ценностных ориентаций. Понятие ценности в классической социологииСтраница 1
Понятие "ценность" было введено в научный оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии – это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.
В философско-социологической литературе можно найти огромное количество самых разнообразных дефиниций ценностей. Однако, для того, чтобы разобраться с данным понятием, необходимо обратиться к его истории.
Это в первую очередь относится к работам М. Вебера. Немецкий социолог понимал под ценностями обобщенные цели и средства их достижения, обеспечивающие интеграцию общества и помогающие индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. М. Вебер полагал, что именно система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она оказывает и "обратное" влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, подчеркивает ученый, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.
Если не считать работ М. Вебера и Э. Дюркгейма, в которых понятие ценности используется без строгого определения, широко, неоднозначно, то первую в социологии дефиницию ценности мы находим в пятитомной книге американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".
Ценности американские авторы трактуют как предметы, которые детерминируют определенные психологические переживания и действия людей – членов социальной группы. Они пишут: "Под социальной ценностью мы понимаем любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия" [32, с.109]. В такой трактовке социальными ценностями являются пища, инструмент, мифы, книги, университеты, научные теории. Каждая из перечисленных ценностей обладает эмпирическим содержанием, которое можно увидеть, услышать или ощутить. Их значение становится очевидным, если связать эти ценности с действиями людей.
Американские авторы подчеркивают, что в их рассуждениях социальная ценность противопоставлена "натуральному предмету", который также имеет эмпирическое содержание. Но сам по себе, в отрыве от человека "натуральный предмет" не имеет значения для человеческой деятельности.
Теоретико-методологические основания социологической концепции ценности американских социологов во многом определяются неокантианской позицией раннего Ф. Знанецкого. Иллюстрацией этого обстоятельства является трактовка Ф. Знанецким, вслед за Риккерцией, своеобразия культуры как мира ценностей, который противостоит природным явлениям.
В ранних работах Ф. Знанецкого заметно влияние прагматизма, который, как известно, признавал примат действия по отношению к познанию, отрицал жесткое противопоставление субъекта и объекта, дуализм фактов и ценностей.
Дефиниция ценности являлась своеобразной реакцией на широко обсуждавшуюся в те годы альтернативу: психологизм или социологизм в качестве методологии исследования культурной действительности? Своей концепцией ценности Ф. Знанецкий выступил как против психологизма Г. Тарда, так и против социологизма Э. Дюркгейма. Вопреки постулатам психологизма Ф. Знанецкий полагал, что ценности существуют реально и не сводимы к психике индивидов. Вместе с тем Ф. Знанецкий считал, вопреки Э. Дюркгейму, что ценностям нельзя приписывать свойства абсолютного объектного существования наподобие свойств природных явлений. Культурные явления не могут существовать совершенно независимо от действующих субъектов. По сути ценности не могут быть объективными, как процессы природы они объективированы. Иначе говоря, ценности не существуют "сами в себе", а проявляются как элементы действий индивидов и социальных групп.
Читайте также:
Виды социологических исследований: сравнительные,
повторные, панельные
Все социологические наблюдения должны быть соотнесены с определенной теоретической конструкцией, а сама теоретическая конструкция не имеет реальной значимости, ели она не находится во взаимосвязи с определенными эмпирическими наблюдениями ...
Возникновение и развитие социологии. Предпосылки
возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины
На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также ...
Изменения за
год
Численность населения на конец года
Общая убыль за год, %
общая убыль (-)
в том числе:
естественная
убыль (-)
миграционный
прирост,
убыль (-)
2000
884269
7597
8697
1100
876672
0,9
2001 ...