Методологические подходы к анализу ценностей и ценностных ориентаций. Понятие ценности в классической социологии
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Ценности и ценностные ориентации современной молодежи » Методологические подходы к анализу ценностей и ценностных ориентаций. Понятие ценности в классической социологии

Ч. Моррис склоняется к бихевиористскому истолкованию ценности. Он полгал, что именно на основе бихевиористских постулатов только и возможно ее эмпирическое исследование. Ч. Моррис не пользуется теоретической дефиницией ценности, а применяет сразу три ее эквивалента.

Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность - есть эксплицитная или имплицитная концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия. Согласно К. Клакхону, его дефиниция содержит три существенных для понимания природы ценности элемента: когнитивный ("концепция"), аффективный ("то, что желательно", достойно желания) и волютативный ("выбор"). Каждый из этих элементов К. Клакхон характеризует таким образом. Термин "концепция" в дефиниции означает, что ценность подобно таким явлениям, как культура или социальная культура – непосредственно не наблюдается на уровне вербального и невербального поведения, а является логическим конструктом, абстракцией, выведенной из того, что люди говорят и делают. Из этого следует, что такое суждение, как "люди должны помогать друг другу", не является собственно ценностью, а только одной из ее манифестаций.

Термин "концепция" характеризует, по К. Клакхону, ценность с познавательной стороны. В этом плане она выступает не непосредственным предпочтением чего-то конкретного, а предпочтением, которое ощущается и считается справедливым, должным в перспективе определенных моральных, рациональных и эстетических критериев.

По мнению К. Клакхона, ценности играют существенную роль в интеграции системы личности и социокультурной системы, обеспечивая необходимую между ними адекватность. В этом плане как личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в отношении которых должно доминировать всеобщее согласие. "Если кто-нибудь, - пишет К. Клакхон,- спросит, почему существуют ценности, то ответ должен быть таков: ибо общественная жизнь была бы без них невозможна, функционирование общественной системы не могло бы устойчиво реализовать групповые цели, индивиды не могли бы получать то, что они желают… Но, прежде всего ценности придают общественной жизни элемент предугадываемости" [32, c.116].

Ценности, по К. Клакхону, проявляются тогда, когда индивид или группа производят выбор между линиями мышления и поведения. При этом следует принимать во внимание не простые импульсы или рациональные калькуляции сиюминутных выгод, а обобщенный кодекс индивидуальной и общественной жизни. Именно эти кодексы обуславливают, прежде всего, убеждения индивидов и групп относительно того, что является для них желательным, достойным их желания. И хотя с точки зрения индивидов, групп и наблюдателя кодексы в качестве обоснования выбора могут быть различными, исследователь обязан интересоваться ими в первую очередь.

Одним из первых, кто выступил в зарубежной социологической литературе с критикой концепции ценности К. Клакхона, был Адлер. Он полагал, что нельзя говорить о ценности как об абстракции исследователя и в то же время как об имплицитной концепции индивида или группы. По мнению Адлера, проблематичной является также способность ценности оказывать влияние на поведение людей. Представления о желательном, утверждал американский социолог, могут вообще не оказывать никакого влияния на решения или действия индивидов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.Вебером (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. О ...

Интегральная социология П. А. Сорокина
Человеч личность формир под воздейств ряда факторов – космич, биологич, соц-психологич – но прежде всего социокультурн. Эти хар-ки не врожденн, а приобретенн. Интегральн прир человеч личности формир в процессе интеракц люд друг с другом. ...

Понятия общества и системы
Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность». При все ...