Методологические подходы к анализу ценностей и ценностных ориентаций. Понятие ценности в классической социологииСтраница 2
Концепция ценности Ф. Знанецкого, основанная на кантианско-прагматических представлениях о природе социальной действительности, позже становится основой социологической концепции ценности У.Томаса и Ф. Знанецкого. В этой концепции, следует отметить, ценность противопоставляется "натуральному предмету", который обладает эмпирическим содержанием как элемент природы, но вне опыта людей не обладает значением для человеческой деятельности.
Социальные ценности американские авторы соединяют с установками индивидов, обозначая их как индивидуальные эквиваленты социальных ценностей. Посредником между ценностями и установками объявляется социальное действие. Учитывая данное обстоятельство, У. Томас и Ф. Знанецкий считали, что к социальным явлениям применимы исследовательские подходы, как установок, так и ценностей. Характерным предметом социологических исследований являются определенные, особого рода социальные ценности, а именно: 1) общественно устанавливаемые и соблюдаемые правила поведения (социальные нормы); 2) социальные действия, 3) индивиды и группы как объекты, на которые направляются действия других индивидов и групп. Вместе с тем американские социологии подчеркивали, что при исследовании социальных явлений не следует забывать, что их причины всегда носят комплексный характер. Поэтому, исследуя установки, необходимо всегда учитывать социальные ценности, а исследуя ценности, не следует абстрагироваться от связанных с ними установок [37, с. 109].
По мнению американского теоретика У. Колба, который опубликовал одно из первых обобщений на тему понятия ценности в зарубежной социологии, именно с работы У. Томаса и Ф. Знанецкого началось смещение акцентов в определении понятия ценность. "От определения ценностей, - пишет американский автор, - как предметов, обладающих значением для субъектов с подчеркиванием правил в качестве ценностей, важным для социолога, произошло постепенное изменение понятий ценностей так, что элемент нормативности превратился скорее в критерий определения, чем в элемент объективности" [32, с.113]. Отнесение понятия ценности к области нормативного привело, по мнению У. Колба, американскую социологию "к отождествлению ценностей с нормами и нормативными убеждениями".
В американской социологии начала ХХ в. возобладало отнесение ценностей к области нормативного, что указывало близость такой трактовки природы ценностей к аксиологическим идеям И. Канта. Вместе с тем в американской социологической литературе сильные позиции занимала и психологическая трактовка природы ценностей, берущая начало в аксиологии Р. Перри. Понятие ценности истолковывается, согласно Р. Перри, чисто психологически, оно возникает исключительно в связи с интересом или потребностью человека в чем-либо. Будет ли это "швейцарский сыр", благосостояние, нищета, тайная гордость, дорогая машина или нечто другое – неважно, главное, что все это является предметами потребности или интересов человека, а значит, и его ценностями.
При таком решении вопроса грани между важным и неважным, существенным и несущественным стираются. Психологическое истолкование природы потребностей и интересов не может привести к научному пониманию социальной природы ценностей.
В целом классический период развития социальной науки характеризуется разнообразными подходами к трактовке ценностей
Продолжает традицию исследования ценностей Ч. Моррис. Он связывает ценности с предпочитаемым поведением и считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией. Следует различать три различных аспекта этой ситуации, связанных с проявлением трех родов ценности. Ч. Моррис выделяет в этой связи так называемые оперативные ценности, которые, по его мнению, представлены в поведении видимыми предпочтениями относительно различных аспектов ситуации. Проявляются в оценочной ситуации и скрытые ценности, которые представлены в поведении предпочтениям символических, знаковых объектов. Наконец, в оценочной ситуации, по Ч.Моррису, представлены и объективные ценности, тесно связанные с предпочитаемым поведением [32, с. 115].
Читайте также:
Понятие «Социальный институт»
Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.
Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс есте ...
Понятие семья, брак и особенность гендерных ролей
В христианском смысле брак – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще усугубляется с возникновен ...
Функции и дисфункции социальных институтов
Функция
(от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)
Функция
социального инст ...