Приложение
Страница 6

Родители, чрезмерно сконцентрированы на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтому ребенок находится под постоянным «обстрелом» их помыслов и действий. Одновременно родители бдительно следят за его поведением. Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.

Рассмотрим теперь, что способствует формированию контакта с ребенком. Прежде всего, это подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах. При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том, чтобы «найти на него управу», не вникая в потребности ребенка или мотивы его поведения. При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные контакты. Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их дитяти. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его эмоциональные потребности. Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая. При чрезмерной эмоциональной дистанции и доминировании родителей мы имеем дело с отвергающей позицией. Ребенок воспринимается родителями как «тяжкий груз». Они не любят ребенка и не желают иметь его, испытывают чувство разочарования и крушения их планов. Заботу о нем они считают неприятным делом. Позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости в отношении его недостатков.

Противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье.

Они видят в ребенке личность, достойную похвалы и одобрения. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость. Уклонения возникает при чрезмерной эмоциональной дистанции родителей по отношению к своему ребенку или при их уступчивости и пассивности. Этот вид отношения к детям характеризует людей с убогими чувствами, эмоционально равнодушных. Общение с ребенком не доставляет им удовольствия, не знают, что им делать. Контакты таких родителей носят случайный и редкий характер, хотя внешне создается впечатление о хороших отношениях, так как ребенку предоставляется чрезмерная свобода, а в семье царит показной либерализм. При этом характерны: пассивность в установлении контакта с ребенком, уклонение от попыток ребенка общаться с родителями, игнорирование материальных потребностей ребенка. Крайняя степень позиции этого типа – бегство от ребенка. При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родители обычно приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностям и возможностям. Они требуют от него высоких достижений. Такие родители стремятся ускорить естественный процесс развития ребенка, не признают права ребенка на самостоятельность, ограничение свободы. Родители ориентируются на его чрезмерные успехи в будущем, поэтому навязывают ему многочисленные предложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Что такое экономическая деятельность?
Экономическая деятельность - это динамичная система активного воздействия личности, социальной группы или общности на окружающую природную и социальную действительность, в процессе которого происходит преобразование этой действительности, ...

Основные принципы и механизмы социальной защиты и обслуживания пожилого населения
Основные принципы построения новой модели старения собраны в пять групп: - принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими ...

Основные понятия и история возникновения молодежных субкультур
Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляют следующие определения: Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественно ...