Состояние современной семьи
Страница 2

В индустриальных обществах в систему профессиональных сфер деятельности имплантируется и семья. Семья создает для мужчины и женщины общее пространство экономических отношений и соответствующих видов деятельности — репродуктивной, психологической, рекреационной, что традиционно осмысляется как поле услуг, прав и обязанностей друг перед другом. Глобальный взгляд на социальную стратификацию в постиндустриальную эпоху позволяет рассматривать как значимую в гендерном делении проблему доминирования женской работы во внутрисемейном разделении труда в контексте общей дихотомии на публичное, государственное и гражданское, и частное — семью, причем здесь возможны и экстраполяции домашних работ, неориентированных на рынок и выполняемых преимущественно женщинами, на политическое неравенство [Гапова Е. С. 137].

Процессы индустриализации дают молодежи гарантии удовлетворения человеческих потребностей в пище, одежде, уюте и вне семьи — через сеть столовых, прачечных, комфортных домов и т.п. В медицине и педагогике профессионализированы многие функции социальной адаптации по уходу и воспитанию детей, а социально-педагогическая эффективность семьи взаимоувязана с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности [28. С. 223-225, 227-238]. Смещение интересов женщин в сферы производства и выход из узких рамок семьи экономически и функционально вызваны индустриализацией, проявляющейся и в тенденциях эмансипации, политических завоеваниях прав и свобод женщинами, их требований к равному уважению с мужчинами. В обществе с прочными социально-экономическими гарантиями увеличивается активность женщин вне семьи, а с их ослаблением семья обособляется в социально и экономически независимую ячейку общества, принуждая женщин направлять внимание внутрь семьи, функционально поддерживая ее изнутри.

В начале XX века в России стал формироваться новый светский тип матримониальных и юридических нормативов и поведения. Идеалы советской семьи взаимоувязывались с тенденциями равноправия мужчины и женщины, перемещения ведущей части их интересов в общественное производство, развития государственной сферы услуг и общественного воспитательно-образовательного процесса через сеть яслей, детских садов, школ, училищ и вузов [20. c. 47]. Семейная политика середины XX века сравнительно удачно совмещала направленности на интересы семьи и государственного производства. Интересные аналогии данный процесс имел в США: вступление женщин в производственную деятельность, появление конкурирующей с семьей ценности карьеры было связано с кардинальным изменением роли женщины в обществе и дезинтеграцией традиционной семьи, сексуальной революцией [15. С. 131].

Но отторжение скорее от брачно-семейных отношений, чем от любимой работы может вызвать у молодежи резкое противопоставление образцов «заботливой матери» и «кукушки» [15, С. 207], обозначающей подчас творческую, деловую женщину, ведущую активный образ жизни. Стереотипы, внедряемые в социум из багажа ценностей прошлых эпох, несовместимы с современным индустриально-информационным обществом. Напротив, следует искать оптимизацию деловых устремлений молодых женщин с матримониальной и репродуктивной функциями, а не жестко противопоставлять их, когда с социально разрешенных позиций под видом превознесения высоких функций жены и матери принижаются и высмеиваются творческие и деловые потребности женщин. Крайности ограничения женщин рамками семьи или выталкивания в производство не могут считаться оптимальным общественным решением. Формы совмещения семьи и работы женщинами могут и должны быть необычайно контрастны.

В России в XXI веке множество молодых людей, потенциальных молодоженов, и в первую очередь девушек, имеющих большую независимость и активность в социальной жизни, чем женщины, выполняющие функции поддержания брака и репродукции, отпугивает от создания семьи своей жесткостью тотальность и единообразность брачно-семейного стереотипа обычно утверждаемого в педагогике, а также, иногда, навязчивое культивирование в семье при воспитании мальчиков и девочек патриархальных тендерных ролей [14, С. 73]. В современной российской фамилистической политике более целесообразно рассматривать вариативность семейных типов: от тесного взаимодействия супругов с жестко распределенными ролями до творческих союзов с произвольными статусами и индивидуальным проживанием, отмеченным творческими, в том числе долговременными, командировками, экспедициями и другим. Единство вариаций и традиций образует путь вписывания семьи в реалии современных процессов развития человеческой цивилизации.

Брак и семья во многом отражают локализацию экономических отношений индустриально-информационного общества, и в числе последствий сложного экономического старта молодежи в современной России оказываются инфантильность и нежелание создавать собственную семью. Парадоксально, но и высокооплачиваемые должности, вовлекая в сферы занятости образованное молодое поколение, становятся препятствием к своевременному рождению детей в семейных союзах одновозрастных молодежных браков, поскольку противопоставляются резкому падению уровня жизни безработных или мало оплачиваемых родителей, особенно матерей с маленькими детьми и вынужденных домохозяек.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Традиционные и техногенные цивилизации
В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ и историк А.Тойнби выде ...

Зарубежный опыт социально-медицинской помощи детям с ограниченными возможностями. Особенности организации медицинского страхования в зарубежных странах
Особенности организации медицинского страхования в США Страховая медицина в США значительно отличается от западно-европейской. Конституция США не предусматривает государственного обеспечения медицинской помощью всех граждан, кроме социал ...

Маргинализация, как явление современного общества.
Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанав ...