Социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности
Страница 6

3. У подростков уже сложившегося уровня коммуникативной готовности отсутствуют, какие — либо затруднения в общении с одноклассниками, друзьями и подругами. Такие подростки проявляют некие симпатии к представителям противоположного пола, оказывают какие — либо знаки внимания по отношению к ним. Эти дети почти всегда пользуются признанием среди своих сверстников. Они всегда аккуратны и опрятны внешне. Подростки, как правило, самостоятельны и уравновешенны.

Здесь возникают определенные методологические сложности. В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о "совмещенных психологических системах", т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети. [4, c. 52]

Взгляд на семью как совмещенную социально - психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить ее в качестве предмета социально - психологического исследования.

Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему, где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью "оказывается целиком и полностью социально опосредованным" [Л. С. Выготский 4. c. 55]. При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение. Еще Л. С. Выготский писал, что "через других мы становимся сами собой", а также "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других". Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. По нашему мнению, два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию – развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т.е. превратиться "из двух разрозненных "Я" в единое "Мы", сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность [4, c. 70].

Согласно системному подходу, А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Е. Клочко, А. А. Митькин, В. С. Степин, К. Майнцер, взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, "живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности" (В. И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является "организованное и дифференцированное целое" (Б. Ф. Ломов), "общий фонд ценностей" (Л. И. Анцыферова), "производство индивидами их общего" (А. В. Петровский), "превращение состояния в их общее достояние" (М. С. Каган), "идеальный продукт взаимных усилий" (К. А. Абульханова-Славская), создание "пространства совместимости" (Н. В. Бариленко). Таким образом, результатом взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон. Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом которого – "новая реальность, совместного бытия двух противоположных начал в едином" [12, c. 56].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Социальная коммуникация
Проблемам социальной коммуникации Ю.Хабермас посвятил специальные сочинения «Коммуникация и эволюция общества», «Теория коммуникативных действий» и «Знание и интересы». Ю.Хабермас развил свою концепцию на основе ряда положений своего пре ...

Практическое исследование мотивов усыновления
Итак, в предыдущих главах мы рассмотрели, что такое мотив и мотивация, какие теории мотивации существуют, и какие мотивы движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Перейдем к практическому исследованию мотивации приемных родителей. ...

Современное состояние проблемы социального сиротства
Как уже говорилось, в настоящее время Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Особую категорию составляют беспризорные дети. Рассмотрим статистические исследования, проведенн ...