Футуризм

Если родиной кубизма является Франция, то следующее направление модернизма появилось в Италии в Милане. Оно заявило о себе в 1909 г., когда были опубликованы 11 тезисов Маринетти, где провозглашался апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «оплеухи и удара кулака», «красоты быстроты». Это направление стало первым откровенно враждебным реализму. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек всего классического наследия: «Долой археологов, академиков, критиков, профессоров».

Философской основой футуризма явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. Христианская религия с ее проповедью смирения, любви к ближнему, по мнению Ницше, исказила подлинную сущность человека, подавила его инстинкты, главный из которых «воля к власти». Основным пафосом футуристского искусства провозглашался культ силы - «Искусство может быть только насилием, жестокостью и несправедливостью»; войны - «Мы хотим прославить войну, единственную гигиену мира»; похоти - «Похоть для победителя - заслуженная дань».

Футуризм означает «искусство будущего» (от латинского futurum - будущее). «Мы утверждаем, - заявляли они, - что портреты не должны походить на свои оригиналы и что художник носит в самом себе пейзажи, которые он хочет зафиксировать на полотне». Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона.

По утверждению писателя Маринетти - вождя и теоретика футуризма - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. В живописи футуристов человек нередко трактуется как подобие машины.

Футуристы стремились восславить современность. Они были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление передать движение и скорость. Это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта: повторение контуров движущегося предмета и его прозрачности. Так возникало впечатление непрерывного движения.

Футуризм вторгся и в область музыки. В специальном манифесте, выпущенном Милане в 1911 г., футуристы объявили своей задачей «выразить музыкальную душу толпы». Для этого потребовались новые «музыкальные» инструменты - свистки, ящики, сковородки, кастрюли и т.п.

Как направление в искусстве футуризм распался в начале первой миров войны.


Читайте также:

Проведение интервью. Начальная стадия интервью
Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются о ...

Генезис научного познания
Характеристики развитых форм научного познания во многом намечают пути, на которых следует искать решение проблемы генезиса теоретического знания как феномена культуры. Преднаука и развитая наука В истории формирования и развития науки ...

Религии народов Востока
Для того, чтобы сложилось представление о культуре народов Востока необходимо в первую очередь познакомиться с их религиозными представлениями, поскольку они сыграли и продолжают играть ведущую роль в культуре народов их исповедующих. Ин ...