Институты социализацииСтраница 1
Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. (табл.1)
Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах
Социальный институт |
Основные функции |
Группы и организации |
Ценности |
Роли |
Нормы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Семья |
Регулирование рождаемости, социализация и защита детей |
Родственники, группы |
Материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям |
Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка |
Супружеская верность |
Религия |
Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться |
Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации |
Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; |
Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк |
Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви |
Право |
Поддержание социального порядка |
Милиция, суды, тюрьмы |
Суд присяжных, принцип презумпции невиновности |
Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель |
Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права |
Политика |
Установление иерархии власти |
Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии |
Правило простого большинства, право голоса |
Президент, депутат, лоббист, кандидат |
Один человек – один голос, голосование как привилегия и право |
Экономика |
Производство и распределение товаров и услуг |
Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей |
Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство |
Рабочий, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель |
Максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд |
Образование |
Передача знаний и навыков из поколения в поколение |
Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей |
Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость |
Студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер |
Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей |
Наука |
Освоение окружающей среды |
Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации |
Объективные исследования, открытая публикация полученных данных |
Ученый, исследовательтехник |
Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные |
Здравоохранение |
Излечение больных, уход за умирающими |
Больницы, аптеки, страховые компании |
Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача |
Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик |
Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь |
Армия |
Защита от врагов, отстаивание национальных интересов |
Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия |
Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам |
Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион |
Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы |
Средства массовой информации |
Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий |
Телевизионные сети, радиостанции, издательства |
Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати |
Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель |
Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной |
Читайте также:
[5]
Статья: «Основные понятия и идеи теории
коммуникативного действия Хабермаса.»
[6], Ю.В. Громыко «Системо-мыследеятельностный подход Г.П. Щедровицкого и теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса. Точки соотнесения и несопоставимости.»
[7] Ю.В. Громыко «Системо-мыследеятельностный подход Г.П. Щедровицкого и ...
Брачное и бракоразводное поведение
Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид — собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, ...
Социология как наука. Объект и предмет социологии
Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или немате ...