Совмещение производственного труда и учебной работы студентами
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Социальные проблемы студентов при трудоустройстве » Совмещение производственного труда и учебной работы студентами

Что же делает вторичную занятость неотъемлемым элементом жизни современного студента? Ответ на данный вопрос тем более существенен, что обследованные студенты в подавляющем своем большинстве не платят за учебу, а по своему социальному происхождению относятся к более или менее обеспеченной среде. (88% опрошенных студентов обучаются на бюджетной основе и лишь 12% - на коммерческой)

Анализ мотивов занятости работающих студентов позволил обнаружить их неоднозначный характер. На первом месте стоит желание иметь личные деньги (60%). На втором месте оказалось стремление к экономической независимости от родителей (40%). Показательно, что необходимость обеспечить себе средства для существования стоит лишь на третьем месте (20%). Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, некие символические атрибуты жизни - соответствующие одежду, услуги и т.д.

В самом процессе трудоустройства студентов доминируют родители, родственники, взрослые знакомые (28%), друзья-сверстники, причем последние чаще других помогают найти работу (40%). По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться своим однокурсникам там, где трудятся сами. Свою лепту в данный процесс вносят средства массовых коммуникаций (24%). Показательно, что специальные государственные институты занятости не пользуются особой популярностью у студентов.

Характер занятости студентов таков: большинство имеют постоянную работу (62%), остальные же ограничиваются случайными заработками (38%).

Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Рейтинг здесь таков: большинство опрошенных нашли работу в сфере обслуживания (46%), 17% - в бюджетной сфере, 14% являются муниципальными служащими, 10% работают в торговле, 5% заняты в предпринимательстве, 8% отметили вариант "другое" (сюда вошли журналистика, общественное питание и АНО).

В ходе исследования был получен ответ на вопрос о том, насколько занятость студентов дневного отделения способствует их профессионализации и обеспечивает лучшие условия для будущего трудоустройства.

В целом у 60% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой в вузе специальностью (при этом у 8% совпадает полностью и у 52% - совпадает отчасти). В то же время почти половина (40%) студентов работает не по приобретаемой специальности. Причина одна - трудно найти работу на студенческом рынке труда.

Едва ли кто-то станет отрицать, что студенческая вторичная занятость в том виде, в каком она существует сегодня, несет опасность негативного влияния на учебный процесс. В связи с этим у студентов возникает немало проблем. Самой основной из них является недостаток свободного времени (64%). Называют также пропуски занятий (44%) и недостаток сна (44%). Негативных следствий данных явлений немало. Среди них - несвоевременное выполнение заданий (32%), недостаток общения с одногруппниками (28%), снижение успеваемости (8%), неучастие в групповых мероприятиях (6%).

Оказалось, что за последние 15-20 лет отношение граждан к тому, что студенты успевают совмещать работу с учебой, сильно изменилось. Для подтверждения этой гипотезы было проведено глубинное интервью. Большинство тольяттинцев позитивно относится к тому, что студенты вузов сочетают учёбу с работой. Однако существуют и негативные оценки. Основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, по мнению информантов, что овладение навыками производственной деятельности позволяет студенту обеспечивать себя материально (60%). Немаловажно и то, что приобретается опыт работы. Труд - хорошая школа жизни, роме того, студенты больше заняты делом, а не «глупостями», а после окончания учёбы им легче устроиться на работу.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Метод экспертной оценки в соц исследовании
Метод экспертной оценки заключается в оценке компетентности мнений, высказанными респондентами. Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете ре ...

Сущность биографического метода
Биографические данные в социологических исследованиях - это основной источник детальных и мотивированных "историй" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение " с ...

Социальное управление в системе многоуровневого образования
Коренные изменения политической и социально-экономической жизни России, произошедшие в последнее десятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнитель ...