Системно-комплексный подход к трактовке понятия «надзор за несовершеннолетним»
Страница 2

Материалы и статьи по социологии » Актуальные проблемы современной правовой социологии » Системно-комплексный подход к трактовке понятия «надзор за несовершеннолетним»

не только с позиции норм на уровне системы общества (норм документов, санкции), но и на уровне системы культуры (традиций и взаимоотношений), системы личности (требований и обязанностей личности) в их непрерывном взаимопроникновении и взаимодействии;

не только как нечто неделимое (единое) понятие, а как понятие, имеющее определённую степень выраженности проявлений. Так, наиболее тяжёлая степень приводит к дезинтеграции несовершеннолетнего из общества, менее тяжёлая – к десоциализации, т.е. нарушению норм правильного взаимодействия, что далее приведёт и к дезадаптации личности ребёнка;

не только применительно к несовершеннолетним в возрасте от рождения и до 18 лет, а также при рассмотрении различных возрастных этапов развития личности ребёнка: раннего (0-3), младшего дошкольного (3-6), младшего школьного (7-12), старшего (13-16) и юношеского (17-18) возраста.

Так, надзор на первой стадии, соответствующей возрасту от 0 до 3 лет, представляет собой родительскую обязанность по защите ребёнка от физических опасностей, привитию первых навыков к самообслуживанию, формированию у ребёнка правильного образа матери; на второй стадии (3-6 лет) он проявляется в формировании и утверждении у родителей системы требований и ограничений, в контроле за их выполнением и в использовании методов воспитательного воздействия (поощрения или наказания) в случае выполнения или невыполнения этих требований и ограничений. Третья стадия, совпадающая с младшим школьным возрастом (7 – 12 лет), требует от родителей надзора за ребёнком, который должен проявляться в обязанности правильного формирования у ребёнка основ защиты уже не только от физических, но и от социальных опасностей, подготовки к вхождению в новую общность, обучению социально одобряемому поведению и выполнению социально полезных ролей. Четвёртая стадия развития личности ребёнка соответствует старшему школьному возрасту (13-16 лет), где надзор со стороны родителей (должностных лиц их заменяющих) представляется в контроле над поведением: обучении навыкам правомерного поведения и обсуждении неблагоприятных последствий неправомерного, в создании условий для развития социально одобряемых стереотипов. Завершает данную периодизацию пятая стадия – юношеский возраст (17-18 лет), где главной обязанностью родителей становится внешний надзор за принятием самостоятельных решений ребёнком, корректирование отклонений от нормы и контроль за правильным осуществлением обязанностей, соответствующих той или иной социальной роли, выполняемой ребёнком.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Метафизическая живопись
В 1917 г. в Италии возникла так называемая метафизическая живопись. Ее создателями были Джорджо де Кирко и Карло Карра. Для метафизической живописи характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в кот ...

Модернизм
При всех сложных переплетениях разных направлений в художественных творчестве XX â. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была прису ...

Подход Э. Эриксона к понятию культурной идентичности
Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных хар ...