Традиции художественного творчества народов Востока
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Культура народов Востока » Традиции художественного творчества народов Востока

Помимо ведической литературы, о которой уже говорилось, приблизительно в это же время (конец II - начало III тысячелетия до н.э.) оформилась эпическая литература Индии. Это две большие поэмы-легенды «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» или «Великая война потомков Бхараты», которую индийцы называют «океаном мудрости и красоты», состоит из 200 тысяч стихов, собранных в 18 книг. Её сюжетом является борьба двух царских родов за власть. Это история борьбы ста братьев Кауравов и пяти братьев Пандавов. Последние были богородными богатырями, которых любил народ. Много раз коварный Дурьодхана, старший из братьев Кауравов, пытался неправдами погубить Пандавов, но тем всегда удавалось спастись благодаря мудрости и героизму. Обманом Дурьодхана завладел богатством Пандавов и изгнал их из страны. Тридцать лет они скитались по лесам, приобретая много друзей и союзников. В жестокой и долгой битве погибли все Кауравы, Пандавы же воцарились в стране. Главный сюжет «Махабхараты» сопровождает большое количество разных преданий, мифов и сказок, которые делабт поэму интересной и яркой.

В поэме Рамаяна повествуется о царевиче Рама. Рама должен был стать правителем стран, но младшая жена отца хотела видеть на его месте своего сына Бхарату. Она хитростью заставила царя изгнать Раму. В изгнании Раму сопровождали жена Сита и брат Лакшман. Владыка демонов Раван похитил Ситу и на воздушной колеснице увез в свое царство. В союзе с обезьянами и медведями братья победили демонов. Вместе они вернулись в свой город и братья стали мудро и справедливо править страной.

Обе поэмы занимали в течение двух тысяч лет большое место в духовной жизни индийцев. Все поэты и драматурги Индии черпали из них темы для своих произведений. Герои поэм Кришна и Рама, как уже говорилось ранее, обожествлены и считаются воплощением Вишну. И сегодня по всей Индии идут представления на темы «Махабхараты» и «Рамаяны». А в осенний праздник Дашера на площадях играют сцены из «Рамаяны». В конце представления сжигают огромное чучело Равана: Рама победил и зло на Земле уничтожено.

В начале нашей эры было оформлено четыре основных сборника древних индийских сказок: «Панчатантра» - «Пять книг»; «Хито падеша» - «Скрытое поучение»; «Щука саптати» - «Сказки попугая»; «Ветала-панчавимшатика» - «Двадцать пять сказок мертвеца». Как правило, действующими лицами сказок выступают животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны юмора и высмеивают жадность, трусость и лживость богачей и восхваляют достоинства простого народа.

В народных и культовых обрядах индийцев широко использовалась танцевальная пантомима. Она сопровождалась комментариями. На основе этих традиций в Индии родилась драматургия.

Классиком индийской драматургии и поэзии признан Калидаса, живший на рубеже IV-V веков. Сюжеты его драм в основном заимствованы из Эпоса. Они содержали не только прозаические монологи и стихотворения, но и танцевально-песенные интермедии.

Всемирно известна классическая драма Калидасы «Шакунтала, или перстень-примета»., которая была написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В лесу в хижине отшельника выросла красавица Шакунтала. Ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Вскоре он уехал в столицу и забыл о своей жене. У Шакунталы родился и вырос сын, с которым она через несколько лет пошла к царю. Но по дороге она потеряла кольцо, по которому царь мог бы ее узнать. Царь отказался от своей жены и сына. Когда Шакунтала покинула столицу, Душьянту принесли найденное рыбаками кольцо. Царь все вспомнил и велел вернуть во дворец жену и сына.

Лучшей поэмой Калидасы считается «Мегхадунта» - «Облако-вестник». Боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. В прекрасных стихах человек просит облако передать привет жене и рассказывает о тех местах, над которыми будет проплывать облако.

Известны имена и других индийских драматургов. Шудрака написал пьсу «Мриччха-катика» - «Глиняная повозка» о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения. Васантасену преследует своей любовью родственник царя. Она его отвергает, за что тот пытается убить девушку, обвиняя в преступлении ее возлюбленного Чарудатту. Юношу приговаривают к смерти, но в день казни выясняется, что Васантасена жива. Царь благославляет брак бедной девушки и благородного юноши.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Перепись населения
Демографические проблемы волнуют все страны мира. Они оставили свою отметину и на динамике населения Беларуси. Численность населения Беларуси по состоянию на 2009 год составила 9 503 807 тыс. человек (стр. 6 бюллетень). До начала 90-х год ...

Модернизация и глобализация современного общества
Понятием модернизация в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его ...

Место и роль экономической социологии в системе социологического знания. Ее структура, задачи и функции. Каковы три главных структурных элемента социологии?
Экономическая социология, представляющая собой конкретизацию общесоциологических теорий и принципов исследования процессов взаимодействия экономической и социальной сфер общества, не является самодовлеющей научной дисциплиной. Она органич ...