Традиции художественного творчества народов Востока
Страница 4

Материалы и статьи по социологии » Культура народов Востока » Традиции художественного творчества народов Востока

Индийское культовое строительство представляет весьма оригинальные типы архитектурных сооружений. Во-первых следует говорить о буддийских ступах - сложенных, как правило, из кирпича куполах. Первоначально они являлись гробницами царей, но затем получили религиозное значение и воздвигались над мощами святых и реликвиями. Самая древняя была ступа Бхархута, воздвигнутая Ашокой. Из сохранившихся самая древняя ступа в Санчи, высота которой составляет более 10 метров.

Еще одним самобытным образцам культового зодчества Индии были пещерные храмы. На рубеже нашей эры был создан великолепный пещерный комплекс в Карле (недалеко от Бомбея). Главный храм - чайтья - самый большой пещерный храм Индии, имел 58 м. в длину, 14 м. в ширину и почти 14 м. в высоту. В зале - два ряда колонн, ступа и множество каменных скульптур. По фасаду было выполнено большое число рельефов. Весь огромный комплекс сделан в монолите скалы. Ярким образцом пещерных храмов явились пещерные храмы в Аджанте. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей состоит из 29 пещерных залов, имеющих прекрасные архитектурные формы, богатый скульптурный декор и роспись на темы буддийской мифологии. Известны также 54 буддийских и брахманских храма в Эллоре, среди которых выделяется своим обильным скульптурным украшением грандиозный монолитный храм Кайласанатха, сооруженный в VIII в. Технически строить храмы, высеченный из монолита, было не столь сложно; проще было выбить пустоты в скале, чем тесать камни, перевозить их на дальние расстояния и складывать из них высокие здания.

Интересным явлением в индийском зодчестве было возведение стамбхов - монолитным мемориальных столбов с фигурной капителью. Так, по велению Ашоки в городе Сарнатхе в память о первой проповеди Будды была построена стамбха. До наших дней сохранилась знаменитая Львиная капитель этой стамбхи в виде четырех львов со сращенными спинами. Она служила опорой для большого Колеса Закона - символа учения Будды.

С IX в. храмы стали уже строить из тесанным камней. На севере Индии они были параболической формы, на верхушке их располагался зонт в виде лотоса, на юге же - форме прямоугольной пирамиды. Внутренние помещения были низкими и темными - это святилища, куда доступ разрешался не всем. Во дворе храмов, а также на стенах их стояли скульптуры, изображающие сцены эпоса или в символической форме трактующие почитание того бога, которому посвящен храм. С течением времени , особенно на юге Индии, скульптурных деталей стало так много, что глаз уже не воспринимал отдельных сцен или скульптур. Таков, например, храм в Кхаджурахо, построенный в начале XI

в.,

где барельефы, главным образом эротического содержания, представляют иллюстрации к трактату о любви «Камасутра». Следует отметить, что в индийском искусстве часто встречается тесное сосуществование религиозного содержания и откровенной эротики. То, что для европейца выглядит эротическим или даже непристойным, никогда не воспринималось так в Индии, где сами религии признавали закономерными все проявления человеческой жизни, в том числе и эротические.

Известен храм в Орисе, который покрыт от основания до крыши столь тонким и сложным скульптурным орнаментом, что каждый камень по ювелирное изделие.

Серьезный урон развитию индийской культуры нанесло мусульманское завоевание. Многие великолепные индусские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось. Запрет ислама изображать живые существа нанес также удар изобразительному искусству Индии. Произошло вырождение монументальной скульптуры. С XIV в. создавались уже лишь отдельные статичные канонические скульптуры.

В период Делийского султаната (XIII - начала XVI вв. ) в Индии началось строительство мусульманских культовых зданий - мечетей, минаретов, мавзолеев и медресе. Это были здания необычной для Индии формы, лишенные скульптурного оформления,

Великолепным образцом индо-мусульманской архитектуры является беломраморный Тадж-Махал - мавзолей султана Шах Джахана и его жены Муштаз - Махал.

Расцвет древнекитайского искусства пришелся на VII - XIII вв., он совпал с правлением императоров династий Тан и Сун. Именно тогда строились многие великолепные дворцы и храмы, в городах появлялись библиотеки и театры.

В Китае культовые здания строились из дерева или как в Индии высекались в толще скал. Самым знаменитым буддийским пещерным храмом является Цянь-фодун, который создавался на протяжении с VI по XIV в. Стены и скульптура каждой из пещер были расписаны минеральными красками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Соц стратификация в современной России.
Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культу ...

Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия
В теории коммуникативного действия свобода и благо переплетены на каждом этапе. Первоначальное разделение труда как сферы интересов (блага) и интеракции как сферы свободы затем уступает место их диалектическому переплетению. Прагматически ...

Современное определение общества
Общество – это настолько знакомое всем слово, что, казалось бы, ни в каких пояснениях не нуждается. Однако на самом деле оно многозначно. Толковый словарь русского языка дает шесть разных значений данного понятия[1]: 1. Совокупность люде ...