Традиции художественного творчества народов Востока
Страница 6

Материалы и статьи по социологии » Культура народов Востока » Традиции художественного творчества народов Востока

Приблизительна в это же время в японской живописи появился жанр парадного портрета, ярким представителем которого был Фудзивара Таканобу.

С XVII в. широкое распространение получили цветные японские гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Героями этих гравюр были актеры и гейши, влюбленные пары и ремесленники за работай. Среди самых известных мастеров этого жанра были художники Утамаро, Хокусаи, Хиросиге, Сяраку.

Следует сказать и о таком оригинальном японском искусстве, как искусство паркового украшения. Оно родилось в XV в., когда появились дворцы и павильоны, окруженные садами, прославившиеся своей красотой на весь мир. Камни, водоемы, деревья редких пород и цветущие кустарники благодаря искусству художников воспринимались как высокие скалы, озера и рощи. В садах строились павильоны, где проходили беседы о поэзии и искусстве, а также производились буддийские обряды чаепития - тяною - чайные церемонии. Один из самых известных таких павильонов - Золотой павильон в Киото, построенный в XV в.

С XVI в. под влиянием европейской архитектуры в Японии начала строить мощные замки-крепости с высокими башнями на каменных основаниях.

Мы рассмотрели лишь отдельные моменты в развитии литературы и искусства народов Восточной и Юго-Восточной Азии, преимущественно древнего и средневекового периодов. Именно тогда появились самобытные и оригинальные произведения, направления, жанры и виды художественного творчества, наилучшим образом характеризующие культуру этих стран.

Рождение арабской культуры тесно связано с появлением халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов, однако последние не только не утратили своих национальных черт, но и оказали существенное этническое влияние на население Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки. Успех арабского языка объясняется тем, что у арабов уже к VII в. имелись значительные достижения в области духовной культуры, был разработан литературный язык, высоко ценились красноречие и поэзия. Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв., когда были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии и Корана сложился классический арабский язык средневековья. Необходимо отметить, что помимо собственно арабского элемента арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции.

Значительны достижения арабов в области художественной культуры. Как уже отмечалось, высоко была развита литература. Поэзия VII-VIII вв., во многом опираясь на старые традиции, отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых, были заимствованы у многих народов.

Расцвет арабской литературы, совершенствование каллиграфии способствовали появлению множества рукописных сочинений. В конце VIII в. из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех странах мусульманской культуры были основаны многочисленные придворные, частные и общественные библиотеки, которые по своим размерам значительно превосходили монастырские библиотеки Европы того времени. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали тексты: рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

Как все стороны мусульманской культуры, архитектура в странах халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистическо-римского и иранского зодчества. Большое значение для становления арабского зодчества имело сооружение упоминавшейся выше Большой мечети Омейядов в Дамаске. Во многих мусульманских центрах были возведены минареты оригинальной архитектуры. В Х в. здания стали украшать арабесками - тонким растительным или геометрическим орнаментом, включавшим стилизованные надписи. Живопись в странах халифата не получила значительного развития из-за враждебности ислама к изображению живых существ, ведущему, как считается, к идолопоклонству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Читайте также:

Предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов
Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, ...

Материнство и детство как объекты социальной политики государства
Женщины – социально-демографическая группа населения, особо нуждающиеся в социальной защите в условиях рыночных отношений. Социальный статус женщины – положение ее как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам. ...

Функции и формы культуры
Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура ...