Традиции художественного творчества народов Востока
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Культура народов Востока » Традиции художественного творчества народов Востока

Самый древний роман - «Повесть о старике Такэтори». Он написан живо и с юмором. Придворные аристократы изображены сатирическими красками. Сюжет романа сказочный, но в него вставлены картины жизни народа. Старик Такэтори в лесу нашел крошечную прекрасную девочку. Когда она выросла, к ней начали свататься нежелательные, но знатные женихи, среди которых был сам император. После смешных злоключений они терпят неудачу, а прекрасная девушка оказалась небесной феей.

В другом анонимном романе «Повести о прекрасной Отикубо» изложен широко известный сказочный сюжет а сироте, злой мачехе и сестрах. Преданные слуги помогают девушке выйти замуж за знатного юношу, и он мстит мачехе. Роман этот больше напоминает бытовую новеллу , чем сказку.

Значительный вклад в развитие классической японской прозы внесли женщины-писательницы. Следует отметить Мурасаки Сикибу, жившую на рубеже Х-ХI вв. Ею написан нравоописательный роман «Гэндзи-моногатари» или «Повесть о блистательном принце Гэндзи» Это роман с увлекательным, сложным сюжетам и множеством персонажей. Масштаб произведений показывает всю жизнь главного героя - принца Гэндзи - тонко чувствующего человека, с трудной судьбой, привлекательного даже в своим ошибках. Некоторые эпизоды романе предельно трагичны, другие окрашены юмором. «Повесть о блистательном принце Гэндзи» принадлежит к числу самых прославленных произведений мира. До наших дней дошло и другое сочинение писательницы «Дневник Мурасаки Сикибу».

Ее современницей была Сэй Сенагон, чья оригинальная книга «Записки у изголовья» - это сборник более 300 миниатюр в прозе, связанных единством стиля и лиричностью самовыражения автора. Картины природы чередуются в ней с веселыми сценками и остроумными наблюдениями. Сэй Сенагон не следовала строгому плану, а писала о то, что приходило ей на память, занимало ее воображение. «Записки у изголовья» положили начало жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.

Талантливым продолжателем этого жанра можно считать писателя, известного под именем монаха Кэнко, жившего в XIV в. Его книга «Записки от скуки» состоит из разнообразных по содержанию заметок. Здесь можно найти анекдоты, маленькие рассказы, размышления о жизни, литературе и искусстве.

В XII в. в Японии начались кровавые войны и междоусобицы. Эти события отразились в устном народном творчестве. В это время героический средневековый эпос начали записывать и обрабатывать в виде больших исторических повествований. Самое знаменитое из них - «Сказание о роде Тайра». В нем рассказывается о славе и гибели могущественного рода Тайра.

В XV в. в Японии возник театр «Но», в котором в течение одного представления исполнялось несколько одноактных лирических драм и забавных народных фарсов. С театром «Но» связано развитие японской драматургии. Среди драматургов известны отец и сын Кантъами и Дзэами Мотокие, которые создали замечательные поэтические драмы на сюжеты старинных романов и фантастических легенд.

На рубеже XVII - XVIII вв. появилась городская или «мещанская» драма о судьбах маленьких людей - простых горожан. Значительный вклад в появление «мещанской» драмы внес Тикамацу Мондзэмон. Им написана поэтическая пьеса «Гонец в преисподнюю», в центре которой столкновение чувства и нравственного долга. Известны и его исторические пьесы «Победоносны Кагэкие» и «Битвы Коксинги».

Начиная с XVI в. в Японии успешно развивалась городская проза, которая у в следующем столетии достигла значительных; успехов. В это время Ихара (Ибара) Сайкаку создал книги прекрасных новелл - «История любовных порождений одинокого мужчины» и «История любовных похождений одинокой женщины».

Представитель японской литературы позднего средневековья Уэд Акинари написал замечательные фантастические новеллы «Рассказы о весеннем дожде» и сборник рассказов «Луна в тумане». В этих произведениях автор порицал пороки общества и воспевал конфуцианскую добродетель.

Возникнув в глубокой древности, индийское искусство внесло значительный вклад не только в развитие культуры народов Восточной и Юго-Восточной Азии, но и в сокровищницу мировой цивилизации.

Расцвет искусства Индии начался в период правлений династии Маурья, особенно при царе Ашоке, в III в. до н.э. В это время в практику строительства начал входить камень. Об этом свидетельствуют раскопки на месте древней Паталипутры, где были найдены остатки дворца Ашоки с залом «ста колонн».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Направления и пути выхода России из демографического кризиса
Демографическая ситуация в современной России требует целенаправленного вмешательства в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на ...

Причины инвалидизации граждан пожилого возраста
Для старческого возраста очень важным является определение функциональной способности конкретных систем и органов по ряду причин. Из них в первую очередь нужно отметить тот факт, что в течение нашего столетия очень заметно изменился харак ...

Подход Э. Эриксона к понятию культурной идентичности
Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных хар ...