Влияние детско-родительских отношений на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста как социально-психологическая проблема. Характеристика детско-родительских отношений и их стилей.
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста » Влияние детско-родительских отношений на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста как социально-психологическая проблема. Характеристика детско-родительских отношений и их стилей.

Социальная педагогика трактует понятие «семья» как малую социальную группу, основанную на супружеском союзе

и родственных связях, отношениях между родителями, родителями и детьми, проживающую вместе и ведущую общее хозяйство.

А.В. Мардахаев говорит о том, что семья – это социально малая группа людей, объединенная кровно-родственными или иными, приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью».

В широком смысле слова, семья – это объединение людей разных поколений, испытывающих взаимное тяготение, связанных общим бытом и заботящихся друг о друге.

Н. Листаренко понимал понятия «семья» с различных точек зрения:

Ð Философия рассматривает семью с точки зрения смысла. Сущности, любви, радости;

Ð Социология заостряет внимание на анализе семьи как общественном институте, основанном на браке и выполняющем определенные функции, исследует причины расторжения браков, ищет пути укрепления семьи;

Ð Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства;

Ð Правоведение исследует брачно-семейные отношения;

Ð Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи;

Ð Психология охватывает комплекс вопросов о воспитании будущих родителей, половом созревании, семейном благополучии, взаимоотношениях в семье;

Ð Педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитательный коллектив.

От внутрисемейного уклада жизни зависит какой вырастет ребенок: добрый или эгоистичный, честный или лживый и т. д. Итак, семья нужна прежде всего ребенку. А дети – это завтрашний день общества, поэтому семья – первейшее условие существования и развития общества.

Семья относится к числу таких явлений, интерес к которой всегда был устойчивым и массовым. Она активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям необходимых навыков, то есть является одним из факторов, обеспечивающих преемственность.

В семье не только удовлетворяются, но и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источников социальных идеалов и критерием поведения. При этом семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие, как супружеская и родственная любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейную солидарность. Можно сказать, что семья имеет познавательное и огромное нравственно-воспитательное значение, служит одним из средств формирования всесторонне развитой личности и общественных отношений.

Она предполагает единство духовных интересов и стремлений всех ее членов, однако они не всегда являются абсолютными. Соответственно, психологические отношения в семье могут включать в себя разногласия и конфликты. Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, которое проявляется, прежде всего, во внутрисемейных отношениях.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. И.В. Гребенниковым выделено 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту
Выше описанное исследование проводится ежегодно, на федеральном уровне с использованием количественных методик, в связи с этим целесообразно провести исследование на региональном (местном) уровне, используя качественный метод для изучения ...

Хоторнские эксперименты
Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927–1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в услов ...

Семья и политика. Цель и главные принципы государственной семейной политики
Государственная семейная политика — комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования от ...