Влияние детско-родительских отношений на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста как социально-психологическая проблема. Характеристика детско-родительских отношений и их стилей.
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста » Влияние детско-родительских отношений на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста как социально-психологическая проблема. Характеристика детско-родительских отношений и их стилей.

§ Строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;

§ Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций – вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств определяет отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений.

Таблица 1.2 Стили семейного воспитания

№1.

Стиль семейного ВоспитанияДемократический (сотрудничество)

Его характеристика

Разумная любовь; взрослые учитывают интересы и желания ребенка, это учит ребенка считаться с интересами взрослых. Запреты обосновываются. Контроль носит разумный характер. Между родителями и детьми в семье – взаимное участие и поддержка. Требования справедливые, с обоснованием запретов.

Последствия для ребенка

Тип личностного развития ребенка – оптимальный. У ребенка вырабатывается чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина; полноценное общение.

2.

Авторитарный (диктат)

Абсолютная власть родителей над ребенком. Ребенок лишен права голоса. Его желания и мнение не учитываются, жестко подавляются. Он должен подчиняться: желать то, что желают родители; делать то, что от него требуют. Эмоциональная близость чаще отсутствует, хотя не исключается. Требования жесткие, без объяснения причин. От родителей только упреки и угрозы.

Тип личностного развития ребенка, с одной стороны – пассивный. Отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. С другой – агрессивный. Превращение в тирана (подобно родителю). Ребенок становится лицемерным.

3

Гиперопека (гаперпротекция)

Родители проявляют сверхзаботу о ребенке, ограждают его от любых забот и трудностей, все берут на себя. Вариант 1:гиперопека потворствующая – ребенку все можно, у него минимум обязанностей, его никогда не наказывают (власть

ребенка). Вариант 2: гиперопека доминирующая – ребенок также в центре внимания родителей, ему уделяют много сил и времени, однако при этом он лишен самостоятельности, ему многое запрещено (власть родителей).

Тип личностного развития ребенка – несамостоятельный. С одной стороны - зависимость от других, эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность, инфантилизм; демонстративность,

несдержанность в негативных эмоциях. С другой – завышенные притязания, трудности в отношениях со сверстниками.

4

Гиперсоциальное воспитание (повышенная моральная ответственность)

Родители понимают родительскую любовь как требовательность и требуют от ребенка быть примером во всем, совершенством. При этом потребностям самого ребенка уделяют мало внимания. Зато много думают о мнении окружающих. Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами.

Тип личностного развития ребенка – тревожно-мнительный. С одной стороны - ребенок будет во всем сомневаться, неуверенность в себе, в своих возможностях. С другой – ребенок будет требовать такого же отношения от его окружения; избирательность в круге общения и в своих потребностях.

5

Гипоопека (гипопротекция, невмешательство)

Родители не интересуются ребенком, не контролируют его, проявляя равнодушие и безразличие; недостаток тепла. Ребенок предоставлен сам себе, он «закрыт» для общения с родителями.

Ребенок вырастет несамостоятельным и замкнутым. Часто одинок; с трудом идет на контакт со сверстниками и окружающими его людьми; агрессивен из-за нехватки внимания родителей. Делает все, что ему дозволено, не понимая последствий.

6

Неприятие эмоциональное отвержение

Родители испытывают негативные чувства в отношении ребенка – неприязнь, нелюбовь. Он не такой, какого они хотели; или помеха в жизни родителей; или напоминает какие-то отрицательные моменты из жизни родителей.

Ребенок мечтателен, жестокий по отношению к окружающим, возникают трудности в общении; наблюдаются невротические расстройства.

7

Эгоцентрическое воспитание

Родители относятся к ребенку как к сверхценности. Он – единственный смысл их жизни, кумир. Собственные интересы игнорируют и приносят в жертву ради ребенка. В результате ребенок сам к себе начинает относиться как к сверхценности.

Эгоист, не учитывает мнения других, ему они безразличны; думает, что он лучше всех, что делает все правильно. Требует повышенного внимания по отношению к себе; любит быть в центре.

8

Сотрудничество (гармоничный тип)

Взрослые учитывают интересы и желания ребенка, это учит ребенка считаться с интересами взрослых. Запреты обосновываются. Контроль носит разумный характер. Между родителями и детьми в семье – взаимное участие и поддержка.

Ребенок чувствует себя комфортно, активно взаимодействует с родителями, сверстниками и окружающими; самостоятельный, уверенный в себе; легко идет на контакт.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Особенности трудовой адаптации молодых специалистов на рынке труда
Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за ег ...

Роль культуры в жизни человека. Формы проявления культуры в жизни человека
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает чело ...

Техника как социокультурное явление. Наука в культуре техногенной цивилизации
Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agricu ...