Влияние скаутского движения на социализацию личности.
Страница 5

Материалы и статьи по социологии » Роль скаутского движения в социализации личности » Влияние скаутского движения на социализацию личности.

– прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, включая игры, полезные навыки и службу обществу, которые развиваются преимущественно на открытом воздухе и в прямом контексте с природой.

Таким образом, скаутский метод – это система прогрессивного самовоспитания, которое достигается как результат действия комбинаций элементов, освещаемых ниже.

Перед тем как обратиться к анализу этих элементов, следует определить ключевой концептуальный подход к скаутскому методу. Речь идет о системе прогрессивного самовоспитания. Реальность заключается в том, что именно система предполагает функционирование групп взаимозависимых элементов, образующих единое и интегрированное целое. Именно поэтому термин «метод» применяется в единственном, а не во множественном числе. Хотя каждый из составляющих элементов может рассматриваться как метод сам по себе (они таковыми и являются, хотя бы потому, что таковыми их рассматривают другие движения). Мы можем говорить тогда и только тогда о скаутском методе, когда все эти элементы объединены в интегрированную воспитательную систему. Эта система основывается на идее прогрессивного самовоспитания.

Обещание и закон: – это первый элемент скаутского метода и они выступают в качестве исходных положений при формулировке принципов скаутского движения. Здесь внимание обращается не столько на этические принципы, содержащиеся в Обещании и законе, сколько на роль, которую играют эти принципы в воспитательном методе.

Через Обещание и Закон молодой человек приобщается, причем по своей воле, к определенному кодексу поведения и принимает на себя перед лицом своих сверстников ответственность быть верным данному слову. Постоянная идентификация с этими этическими ценностями, объединенная с действиями во имя достижения идеалов (действиями, осуществляемыми из побуждений «делать как можно лучше»), являются наиболее эффективной формой развития молодежи.

Учиться через дело: – это следующий основополагающий элемент скаутского метода и выступает как концепция активного воспитания или, проще говоря, учиться через дело, которая превратилась в своеобразный краеугольный камень современного воспитания.

Положения этой концепции прослеживаются в работах основателя, который постоянно утверждает, что «ребенок всегда готов делать, а не переваривать информацию». Идея скаутинга о том, что учение должно рассматриваться путем наблюдения, эксперимента и личной активности, получила высокую оценку доктора Марии Монтессори, одного из наиболее авторитетных специалистов в области активного воспитания. Когда доктора Монтессори спрашивали, как ее система могла бы применяться к детям, которые уже вышли из младшего детского возраста, 6-7 лет, она отвечала: «Вы в Англии имеете бойскаутов, и их подготовка является продолжением того, что я даю детям».

Программа, которая не основывается на концепции учиться через дело, не может рассматриваться как скаутская программа.

Членство в малых группах является третьим основополагающим элементом скаутского метода (например, система патрулей). Преимущество малых групп как агентов социализации, способствующих интеграции молодых людей в общественную жизнь, уже давно признано общественными науками. В этом смысле данное положение выступает в качестве доказательства признания того факта, что подобные отношения имеют место в группе сверстников на начальном уровне.

Небольшое количество участников, длительный характер связей, идентификация всех членов группы с целями через знания, которыми обладают другие члены группы, объединенные с чувством свободы и спонтанности действий, а также тот факт, что социальный контроль осуществляется неофициально. Все это представляет собой идеальную обстановку для молодых людей, вовлеченных в процесс их перехода в старший возраст.

Деятельность малой группы представляет, таким образом, молодежи и детям возможности прогрессивно открывать и принимать идею ответственности и готовить их к самостоятельности. Это облегчает развитие характера (личных качеств) молодых людей, позволяет им приобретать знания, уверенность в себе, способности к социальному взаимодействию при сотрудничестве и руководстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Социальная политика российского государства в отношении детей-сирот
Приемная семья – это замещающая семья, в которой приемная мать одновременно является воспитателем и получает за свой труд заработную плату. На каждого ребенка в приемной семье выплачивается пособие на его содержание до наступления соверше ...

Субъективный метод в социологии русского народничества. П. Лавров, Н. Михайловский.
Заметное влияние на становление и развитие общ-ной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который п ...

Основные проблемы в семье и их выявление. Социальные проблемы, дезорганизация и кризис семьи
К наиболее острым общим социальным проблемам семьи можно отнести: резко продолжающееся расслоение общества на бедных и богатых; постоянный дефицит государственного бюджета; демографическая убыль населения; миграция населения; ухудшение зд ...