Социальное управление в системе многоуровневого образования
Страница 7

Материалы и статьи по социологии » Социальное управление в системе многоуровневого образования

- открытие (закрытие) новых специальностей и профессий;

- отсев обучающихся по годам.

Стратегия управления системой многоуровневого образования должна включать такой элемент, как маркетинг в образовании региона. Образовательный маркетинг предполагает выявление, анализ и использование при принятии управленческих решений механизмов соотношения спроса и предложения на образовательные услуги в пространстве региона. Этот механизм необходимо рассматривать на двух уровнях:

- востребованность результатов образовательной деятельности на региональном рынке труда, создающая первый – экономико-производственный – уровень спроса;

- востребованность образовательных услуг, предлагаемых государственной системой общего образования, родителями и учащимися – второй уровень спроса, опосредованно определяемый первым уровнем.

Для определения соответствия состояния системы многоуровневого непрерывного образования некоторым ожидаемым стадиям ее развития необходимо учитывать, что управление образованием является многоаспектным процессом, поэтому, кроме педагогического и экономического, необходимо учитывать политический и культурный аспекты.

Экономический аспект включает показатель эффективности использования финансовых и материальных ресурсов и технических средств в соответствии с экономическими законами.

В качестве критерия педагогического аспекта выступает уровень учебных достижений учащихся, соответствующий целям системы профессионального образования, при учете получения его наиболее эффективным образом.

Политический аспект является показателем степени удовлетворенности социальных требований к системе профессионального образования ведущих социальных слоев общества.

Культурный аспект демонстрирует степень включенности субъектов образовательного процесса в жизнь разнообразных групп общества, что, в свою очередь, проявляется в степени участия их в управлении [1].

При составлении перечня параметров отслеживания состояния системы профессионального образования необходимо, чтобы они отражали все аспекты процесса.

Параметры должны представлять интересы разных заказчиков: учащегося, производства, региона и государства, через которые могли бы отслеживаться их интересы.

Поскольку функционирование системы многоуровневого непрерывного образования представляет собой сложный и противоречивый процесс, проведения мониторинговых исследований позволяют проанализировать динамическую модель функционирования системы профессионального образования в реальных социально-экономических условиях.

Способ управления внутри интегрированных структур в значительной степени зависит от формы интеграции, экономической ситуации в стране и в регионе.

Управление строится на сочетании единоначалия, где руководитель является единственным лицом, координирующим совместные действия различных подразделений, и коллегиальности, предполагающей демократические формы управления с участием научно-педагогической общественности и учащихся.

В этом случае формируется «пирамида управления» с выделением администрации в различных звеньях многоуровневой системы. Во главе «пирамиды» стоит президент. Кроме этого, вводятся должности руководителей подразделений, например, директора колледжа, ректора института, с соответствующим набором реализуемых функций и исполняемых обязанностей. При этом наиболее тщательно должны быть проработаны вопросы управления в интегрированной структуре с четкими разграничениями обязанностей и ответственности руководителей и структурных звеньев, а также процедурные и технологические вопросы принятия решения и контроля их исполнения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Тенденция развития семейно-брачных отношений
Формы брака. Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха ил ...

Набор социальных позиций и ролей социального института
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимод ...

Семья в России
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX века. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семе ...